ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
174 Литература 1. Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание / Ф. М. Досто- евский. – М.: Хранитель; Харвест, 2008. 2. Лимонов, Э. Это я – Эдичка / Э. Лимонов. – М.: Конец века, 1992. 3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Оже- гов. – М., 1990. 4. Толстой, Л. Н. Воскресение / Л. Н. Толстой. – М.: ЭКСМО, 2008. А. А. Федотова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» (Россия) ТОЛСТОВСКИЙ ТЕКСТ В ПОЗДНЕЙ ПРОЗЕ Н. С. ЛЕСКОВА Проблема влияния личности и творчества Л. Н. Толстого на Н. С. Лескова была поставлена литературными критиками еще при жизни писателя. В работах А. Л. Волынского [Волынский, 2011], П. Е. Сергеенко [Сергеенко, 1911], А. И. Фаресова [Фаресов, 1904] творчество Лескова 1880–1890-х гг. рассматривалось с учетом воздей- ствия философско-этического учения Толстого. Преимущественно негативные оценки этого влияния привели к закреплению за поздней прозой Лескова репутации неоригинального, «вторичного» явления. Впоследствии литературоведы отказались от столь резких формулиро- вок, однако противоречивые оценки характера взаимоотношений пи- сателей сохранялись и в позднейших работах И. П. Видуэцкой [Виду- эцкая, 2000], В. А. Гебель [Гебель, 1945], Т. Б. Ильинской [Ильинская, 2010], В. А. Туниманова [Туниманов, 1988]. Творческий диалог Лескова и Толстова до сих пор исследуется прежде всего на материале переписки и публицистики двух авторов, при этом открытым остается вопрос актуализации толстовского дис- курса в собственно художественных произведениях Лескова. Важность подобного исследования подчеркивается тем, что в современном лите- ратуроведении процессы текстовой интеракции все чаще рассматри- ваются в аспекте поэтики. Актуальным в данном случае является тезис М. М. Бахтина, утверждавшего, что нельзя отделять «формы оформле-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=