ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

172 вающего персонала. Привычного ему богемного слоя он не видит. Та- кая жизнь не способствует творческому стремлению, писать о ней он не может: «В глубине отеля, возле его белья, пищи, мусора, мебели, электричества, воды и всего другого водится еще нимало русских. Упомянутый в солженицынском «Архипелаге ГУЛАГ» Леня Косогор, высокий, сутулый человек пятидесяти лет работает электриком – они ходят в светло – зеленых робах. Иногда я забегаю и к Лене. В общем, ничего хорошего этот побег в чужую страну мне пока не дал: если в СССР я общался с поэтами, художниками, академиками, послами и очаровательными русскими женщинами, то здесь, как видите, мои друзья – носильщики, басбои, электрики, гарды и посудомойки…» [Лимонов, 1992, 21]. Трагические ноты звучат в романе, благодаря изложению любов- ной истории рассказчика. Она полна безнадежности, любимая женщи- на изменила ему. Как и в других сюрреалистических произведениях, в романе Лимонова достоверность переживаний подтверждается быто- выми деталями. Каждая из них дорога и памятна рассказчику, так как связана с его счастьем, имеет отношение к прошлой жизни с Еленой. Он перебирает подробности, даже самые сниженные, складывая из них картину, полную для него прелести и удовлетворения. Теперь все из- менилось, развалилось, унесено взрывной волной. Только в сознании автора сохранилась гармония. Чуждый фон предстает контрастом ми- роощущению героя, воспитанного на традиции родной литературы. Вынужденный вращаться в обществе служащих, посудомоек, но- сильщиков, он забывает о том, что он русский писатель. Нищая жизнь ему не в новинку, но раньше он наблюдал ее в богемной среде, теперь его окружает мир с установившимися, твердыми правилами. Рассказ- чик постепенно осознает, что именно они ему неприемлемы. Герой – остро и глубоко переживает свое бессилие перед миром людей. Он не находит себе места ни в социальной иерархии, ни в лич- ной сфере. Он не принимает реальности. Естественно, что на основе этого ощущения появляется тяга к смерти. Любой ценой уйти от не удовлетворяющей его жизни – черта сильного человека. Действительное положение вещей рассказчика только раздражает и отталкивает. Он ищет обоснование для своего неприятия окружаю- щей жизни. В СССР он не знал ни настоящих американцев, ни того, что он сам из себя представляет. Как выясняется, все виделось ему в идеальном свете. Теперь он забывает о быте, о литературе, которая казалась ему главным содержанием жизни, ради любви. Он несчастен и подавлен из-за измены любимой. Все вокруг для него чужие люди,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=