ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

171 ступлением, ведь украденное поможет его близким, более достойным людям. После совершенного убийства, Родион Раскольников еще больше роется в себе. Он испытывает нескончаемые угрызения совес- ти, муки. Он готов сам сознаться в преступлении властям. Анализируя все то, что с ним произошло, он понимает: физически он убил старуху, а духовно – себя. Он осознает себя «тварью дрожащей», ибо только из- за своей низости, идет на преступление. В итоге, он признается в со- вершенном убийстве полиции. Его ссылают в Сибирь на каторгу. Раскольников прозрел еще задолго до того, как его отправили в Сибирь. Он сам желал расплаты за свое деяние. Герой взглянул на жизнь через призму божественной силы и понял истинное человеческое предназначение. В нем пробуждается бесконечно нежное чувство к Со- не – спутнице его жизни. Завершается роман подобно роману Л.Н. Тол- стого «Воскресение»: герой берется читать Евангелие. Эта книга являет- ся неким символом прозрения героя, «воскресением» его души. И наконец, третье произведение. Книга Э. Лимонова посвящена обрисовке мироощущения человека, эмигрирующего из СССР в США. Он Русский, и это мешает ему ощутить себя гражданином мира. Он оборвал связи с родиной, но всего, что держит его в плену прошло- го, он не может оставить в своей стране. Многие нити тянут его назад. Герой – рассказчик не хочет возвращаться, советская система исковер- кала жизнь ему и его друзьям, но и существование в благополучной Америке ему не нравится. «Иногда мной овладевает холодная злоба. Я гляжу из своей ком- натки на вздымающиеся вверх стены соседствующих зданий, на этот великий и страшный город и понимаю, что все очень серьезно. Или он меня – этот город, или я его. Или я превращусь в того жалкого стари- ка-украинца, который приходил к моим приятелям-посудомойкам на наш пир, к униженным и жалким. Он – ещё более униженный и жал- кий…» [Лимонов, 1992, 11] Роман начинается так: «Проходя между часом дня и тремя по Мэдисон-авеню, там, где ее пересекает 55-я улица, не поленитесь, за- дерните голову и взгляните вверх – на немытые окна черного здания отеля "Винслоу". Там, на последнем, 16-ом этаже, на среднем, одном из трех балконов гостиницы сижу полуголый я» [Лимонов, 1992, 1]. С первых строк герой-рассказчик делает некий вызов обществу. Эдичка выброшен из жизни настолько, что все вокруг для него чужое. Это еще более добавляет бедственных ощущений, делает его изгоем. Его окружают чужие не только по национальному признаку, но незнакомые в социальном плане. Он работает в качестве обслужи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=