ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

17 4) грех властолюбия, состоящий в том, чтобы покорять себе подобных; 5) грех блуда, состоящий в том, чтобы устраивать себе наслажде- ния из удовлетворения половой похоти; 6) грех опьянения, состоящий в том, чтобы производить искусст- венное возбуждение своих телесных и умственных сил. Из шести «родовых» грехов Толстой выводит соответствующие им пороки, или «последствия грехов». Так, грех властолюбия влечет за собой лесть, коварство, тщеславие, обман, ненависть, насилие и т. д. Наряду с грехами Толстой выделяет также пять соблазнов: 1) соблазн личный, или соблазн приготовления; 2) соблазн се- мейный, или соблазн продолжения рода; 3) соблазн дела, или соблазн пользы; 4) соблазн товарищества, или соблазн верности и 5) соблазн государственный, или соблазн общего блага. В заключение Толстой рассматривает пять видов суеверия, или «обманов веры»: 1) перетолкование истины (ложная наука); 2) вера в чудесное; 3) установление посредничества между человеком и Бо- гом; 4) воздействие на внешние чувства человека и 5) внушение лож- ной веры детям. Характерно, что в «Христианском учении» Толстой ограничива- ется только конкретным определением грехов, тогда как «соблазны» и «обманы веры» определяются им в общем, функциональном плане. Однако в «Пути жизни» «соблазны» и «суеверия» получают свое кон- кретное описание. Здесь Толстой существенно переосмысливает каче- ственные и количественные параметры грехов, соблазнов и суеверий. Прежде всего, количество «родовых» грехов уменьшается до пяти: 1) грех чревоугодия, который, по Толстому, состоит из трех пороков – объедения, мясоедения и одурманивания; 2) грех половой похоти, или блуда; 3) грех тунеядства, или праздности; 4) грех корыстолюбия, или богатства и 5) грех гнева, или недоброжелательства. К пяти «родовым» грехам Толстой присоединяет три вида со- блазнов (1) соблазн гордости, 2) соблазн неравенства и 3) соблазн тще- славия), и пять видов суеверия (1) суеверие насилия, 2) суеверие нака- зания; 3) суеверие государства, 4) ложная вера и 5) ложная наука). В своем последнем произведении «Путь жизни» Толстой считает, что в этой жизни человек не может освободиться от грехов, что он мо- жет быть только более или менее грешен, но безгрешным не может быть никогда. Однако в самом сознании своей греховности, моби- лизующим человека на борьбу с собственными пороками и скрывается тот момент «благодати» и «спасения свыше», которые характеризуют

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=