ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

169 гов дает такое определение, согласно которому «прозрение – внезап- ное просветление мысли» [Ожегов, 1990, 287]. В художественной ли- тературе «прозрение» понимается не только в таком значении. «Лите- ратурное прозрение» – процесс погружения героя в самого себя, вследствие чего происходит переосмысление действительности, а так- же познания сущности человека и его места в этом мире. Рассмотрим в заявленном аспекте «Воскресение» Л. Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Это я – Эличка» Э. Лимонова. Роман «Воскресение» написан в 1899 году, в период позднего творчества Льва Николаевича Толстого. Особенностью этого периода является то, что писатель делает акцент на внутренний мир человека, пытаясь погрузить читателя в самую глубь души героя; человек пережи- вает некое кризисное состояние, связанное с переосмыслением своего жизненного пути, изменением ценностей, ориентиров, мировоззрения. Ярким примером является Дмитрий Нехлюдов – богатый князь, ведущий светский образ жизни. Будучи молодым юношей он не отли- чается высоким уровнем нравственности, серьезностью мыслей, дей- ствий и намерений. Он представляет собой беспечного, эгоистичного, циничного молодого человека. Нехлюдов родился и вырос в среде высшего общества, иной жизни он не знает, но ему приходится «оку- нуться» в этот, чуждый ему, мир. Катюша Маслова – воспитанница-горничная, живущая в доме те- тушек Дмитрия Нехлюдова. Их первая встреча состоялась, когда ей бы- ло шестнадцать лет; князь тогда был тоже еще невинным юношей. Ме- жду ними возникло очень нежное и чистое чувство. Все изменилось через несколько лет, когда Нехлюдов приехал к тетушкам в следующий раз. Им овладело желание заполучить милую Катюшу. Он ее соблазнил, вследствие чего девушка забеременела. Отправляясь в обратный путь, Нехлюдов сунул сторублевую купюру униженной девушке, таким обра- зом снимая с себя вину. Об ответственности говорить не приходится, так как князь на тот момент не был знаком с этим чувством. Все изменилось, когда Нехлюдов увидел Маслову на скамье под- судимых спустя много лет. Это стало отправной точкой в будущем «прозрении» героя. Окунувшись в жизнь тюрьмы и ее обитателей, встретившись лицом к лицу со злом, Дмитрий Нехлюдов испытывает перелом в мировоззрении, начинает смотреть на жизнь иначе. Все, что он увидел, мучает его и требует какой-то деятельности. Герой не в силах бороться с тем грузом, который обрушился на него за последнее время, он берется за Евангелие. Таким образом, Лев Николаевич Толстой за- вершает это сложное произведение. Подводя читателя к тому, что «ве-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=