ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

167 на». Экранизировать «Войну и мир» начали в России с 1915 г. Первую экранизацию осуществили В. Гардин и Я. Протазанов. На сегодняш- ний день мы можем назвать три известные экранизации. Самая по- следняя экранизация 2007 г. режиссера Роберта Дорнхельма. В 1956– 1959 гг. выходит картина режиссера К.Видора «Война и мир», где На- ташу Ростову и Пьера Безухова сыграли Одри Хепберн и Генри Фонда. Однако, несмотря на звёздность состава и масштабность, фильм не сни- скал успеха у американской и западноевропейской публики. К. Видор, выдвинутый за «Войну и мир» на «Оскара», его не получил. Уже через 10 лет выходит оскароносный фильм «Война и мир» С. Бондарчука, в котором режиссеру удалось через непревзойденную по мастерству постановки и силе эстетического воздействия батальную линию четы- рехсерийной ленты великолепно выразить толстовскую мысль о войне как о противоестественной стороне человеческого бытия и о самозаб- венном единении людей во имя защиты Родины. Еще одно из самых экранизируемых произведений Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Первый немой фильм в 1910 г. был снят в Герма- нии. Роман подряд два раза экранизировали в России– в 1911 и в 1914 гг. Об экранизации 1911 г. нет никаких данных. Немой фильм 1914 г. производства «Венгеров и К°», режиссера Владимира Гардина счита- ется одним из лучших отечественных немых кинофильмов. В роли Анны снималась талантливая актриса Мария Германова. «Анну Каре- нину» снимали по несколько раз в США и в СССР, в Англии, Венгрии, в Аргентине и Индии. Родион Щедрин писал музыку к балету «Анна Каренина», и в 1974 году в СССР был снят фильм-балет с Майей Пли- сецкой в главной роли. Первой из великих актрис Анну Каренину сыг- рала Грета Гарбо. Трагическая тема несовместимости совершенного человеческого существа с реальным миром пронизывает все ее знаме- нитые киноработы. Закат несравненной Гарбо совпал с восхождением в Голливуде еще одной выдающейся кинодивы – Вивьен Ли. Сыграв- шая в 1947 году эту роль актриса собиралась отразить сильную, неис- товую природу одержимости Анны и плотскую страсть. Однако, стремления актрисы не совпали с планами режиссера Жюльена Дюви- вье, намеревавшегося снять обычную романтическую драму. Столкно- вение воли режиссера и исполнительницы привело к тому, что в Анне актрисе удалось по-настоящему ярко раскрыть лишь одну, но типично русскую черту – сердечную искренность, которую так часто подчерки- вал Толстым. В отличие от Гарбо, Вивьен Ли подчеркнула в своей Ан- не Карениной гибель классической женственности, которая сильна именно в своей слабости.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=