ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
164 больше не нужны, его сердцем завладела молодая цыганка. Однако в связи с неодобрением родителей Маши, он бежит и от этой жизни, что предрекается словами песни: «Прощай-ка, ты любезная, // Прости, дорогая ты моя. // Если лучше найдёшь, про мене забудешь; // Если хуже найдёшь, про мене вспомянешь». Кроме сюжетного развития, музыка в пьесе является мощным средством выражения человеческих переживаний, способствует более глубокому пониманию характера. Если обратиться к символике имен, то становится ясным, почему главного героя привлекает цыганка Ма- рия – что значит «желанная», «горькая», «безмятежная». Эти эпитеты как нельзя лучше подходят яркой, вспыльчивой цыганской натуре и становятся основой для характера Маши. Противоположное значение имени у законной жены Феди. Имя Елизавета означает «почитающая Бога», «заклинающая Богом». Таинство брака для нее свято, и Лиза Протасова до последнего убеждала себя и других, что Федя, её законный муж, должен оставаться им до конца жизни, вне зависимости от его дея- ний и характера. Потому она так реагирует на известие о неожиданном «воскрешении» мужа: «Я знала, я знала. Федя, милый Федя. Неправда, неправда, что я не любила, не люблю его. Люблю его одного, люблю. И его я погубила. Оставь меня» [Толстой, 1963, 368]. Сам же Федор, что в переводе означает «дарованный Богом» символизирует собой и своей жизнью страшную ошибку, которую не имеет права допускать ни один верующий человек. Жизнь, которую подарил Бог, имеет право забрать только Бог, а человек не вправе распоряжаться финалом своего сущест- вования на земле. Хотя трагедийное звучание финала именно в том, что Федя жертвует собой ради Лизы и Каренина. Подводя итог, отметим, что большую часть песен Толстой исполь- зует не только для того, чтобы передать колорит эпохи, проиллюстриро- вать жизнь русского народа, их традиции и обычаи. Драматург исполь- зует цыганские романсы для раскрытия душевного состояния героев, их переживаний, чувств, мыслей. Рисуя цыганский хор, Толстой изо- бражает тот мир, где выражение чувства облекается в форму песни, со- звучной чувству, порыву, душе человека. Размышляя о значении музыки в жизни человека в беседе с А. Б. Гольденвейзером, Толстой сказал: «Я думаю, что музыка – это наиболее яркое практическое доказательст- во духовности нашего существа» [Цит. по: Гольденвейзер, 1959, 68]. Литература 1. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений: В 20 т. / Л. Н. Толстой. – М.: Худож. лит., 1963. – Т. 11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=