ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

163 Смысл его в том, что некий молодой человек страстно влюблен в де- вушку и все его мысли и чувства заняты одной лишь ею: В час роковой, когда встретил тебя, Трепетно сердце забилось во мне. Страстно, безумно тебя полюбя, Весь я горю, как в огне. Вполне узнаваемы герои этого романса – Маша и Федя Протасов. И своего рода пророческими оказываются слова «Сколько счастья, сколько муки // Ты, любовь, несешь с собой!». Преступная любовь Маши и Феди напоминает любовь героев трагедии А. Н. Островского «Гроза» – Катерины и Бориса. У Толстого Федя Протасов, несмотря на то, что он женат, связан с молодой незамужней цыганкой, у Остров- ского – молодая замужняя женщина не выдерживает гнета семейной обстановки и с головой уходит в греховную связь. В «Грозе» также есть песни, которые «предвещают» ход дальнейших событий. Песня «Как донской-то казак…» звучит в начале второй сцены третьего дей- ствия. Здесь вскоре произойдет свидание Бориса и Катерины, а сама песня как бы предупреждает трагический финал драмы: Как донской-то казак, казак вел коня поить; Добрый молодец, уж он у ворот стоит, У ворот стоит, сам он думу думает, Думу думает, как будет жену губить. И в том, и в другом случае отношения закончились смертью главных героев. Пророческое «сколько муки» для Протасова выразит- ся в душевных переживаниях после содеянного, а затем психологиче- ское напряжение дойдет до критической точки, и герой совершит са- мый страшный грех с точки зрения православной религии – покончит жизнь самоубийством. Следующая песня, звучащая в том же явлении,– «Шэл ме верста», которая исполняется Машей для Афремова, прияте- ля Феди. И перевод её таков: «Сто я вёрст, парень, прошёл, // Нигде пары себе не нашёл. // А в Москву-город явился, // Молоденькую цы- ганку взял». Снова напрашивается сюжетная параллель с пьесой Тол- стого. Однако композиционным центром драмы является третий ро- манс, который так просит исполнить главный герой. Изначально цыганский романс «Не вечерняя» был русской народной песней. Слова этой песни «Ах, не вечерняя заря рано спотухала, // Полуношная звез- да высоко восходила. // Не пора ли доброму молодцу //Молодцу пора с поля ехать, ехати домой?» с первых строк намекают, что Феде Про- тасову пора возвращаться из цыганского табора домой, иначе быть беде. Но Федя не меняет своих убеждений, отношения с женой ему

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=