ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

16 приходит к выводу: их жизненный смысл в том, что «ясное сознание силы зла и греха без духовной опоры вне себя, без покаяния и отпуще- ния грехов, без благодатной помощи и возрождения ведет или к ду- ховному одеревенению, “нечувствию” и самообольщению, или же к отчаянию». В систематической форме концепция зла излагается Толстым в учении о грехах, соблазнах и суевериях, которое представляет собой своеобразный сплав христианских (святоотеческих), буддийских и ан- тичных взглядов на проблему пороков и злых страстей в человеке. Для этого необходимо предварительно уточнить и прояснить значения исходных терминов, используемых в контексте учения о пороках. В античной этике зло конкретизируется в понятиях «по- роков» и «страстей». При этом «страсть» понимается, например, древними стоиками как «неразумное» движение души и чрезмерно сильное влечение. Понятие греха Толстой употребляет в двух смыслах: в широком – грех есть все то, что противоречит двум главным евангельским запо- ведям: любви к Богу и любви к ближнему 1 . Столь расширительное толкование греха позволяет отнести к нему самые различные челове- ческие пороки, включая и такие, которые Толстой относит к соблазнам и суевериям. В узком же смысле грех понимается как «потворство телесным похотям»; соблазн – как «ложное представление человека о своем от- ношении к миру», а суеверие – как «принятое на веру ложное уче- ние» 2 . Соотношение между грехами, соблазнами и суевериями Тол- стой сформулировал следующим образом: «От тела – грехи, от мнения людей – соблазны, от недоверия к своему разуму – суеверия» 3 . Для Толстого проблемы борьбы с грехами представляют собой уп- рощенную рационализацию. Более того, Толстой понимает грех как всего лишь внешнего, телесного препятствия, мешающего проявлению любви. Толстой выделяет шесть главных грехов: 1) грех похоти, состоящий в том, чтобы создавать себе удоволь- ствие от удовлетворения потребностей; 2) грех праздности, состоящий в том, чтобы освобождать себя от труда, нужного людям для удовлетворения потребностей; 3) грех корысти, состоящий в том, чтобы предоставлять себе воз- можность удовлетворять свои потребности в будущем; 1 Толстой Л. Н. Путь жизни… С. 73. 2 Там же. С. 71. 3 Там же. С. 77.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=