ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

159 убивать. Для него, провозгласившего благодаря новому миру высшей ценностью сострадание и помощь другим, такое поведение непонятно, так же как Лукашке непонятен подарок Оленина, сделанный из со- страдания. В этом отношении толстовская повесть, несомненно, слож- нее пушкинской поэмы. Помимо «Цыган» имелись и другие источники, например, по- весть «Аммалат-Бек» Бестужева-Марлинского. Реминисценции на эту тему начинаются уже с заголовка: «Казаки. Кавказская повесть» и «Аммалат-Бек. Кавказская быль». Процитированный выше отрывок, показывающий нам восприятие Кавказа героем в начале путешествия, является своеобразным маркером его понимания казаков. В течение жизни в станице у него вырабатывается совсем иное отношение, вто- рой раз упоминается имя Аммалат-Бека, но теперь герой уже понима- ет, что ничего этого нет в том мире, в который он попал. Толстой вступает в полемику с Бестужевым и предлагает нам свое понимание мира казаков, без яростных страстей, убийств и рек крови. Противо- поставление носит скрытый характер и проявляет себя в том числе на уровне образной системы: благодушного старика Ерошку явно можно поставить в оппозиции бестужевскому Султан-Ахмету, одержимому идеей мести и непримиримой борьбы с русскими. По Толстому, мир казаков, как и всякий естественный мир, это в первую очередь гармо- ния. Оленин начинает это чувствовать еще при въезде, когда видит горы: «он мало-помалу начал вникать в эту красоту и почувствовал горы» [Толстой, 1951, 158]. Гармоничность и устроенность станичного быта – вот то главное, что изображает нам Толстой, и почти не пока- зывает Бестужев. Герои Толстого не предаются таким страстям, кото- рые мы видели в «Аммалат-Беке», здесь нет кровавой мести и убийств, но есть детальные описания быта, природы, уклада жизни. Отчасти полемизирует Толстой и с Лермонтовым, в первую оче- редь в понимании кавказской женщины и ее роли в быту. Женщины казачьей станицы – это уже не странная Бэла и не столь же загадочная Тамара, Толстой показывает нам очень живые и пластичные образы реальных женщин: Марьяны, бабуки Улиты, подруг Марьяны. Боль- шое внимание автор уделяет роли женщин в казачьем быту, их неза- менимости в жизни воюющих мужчин: «Женщины большею частию и сильнее, и умнее, и развитее, и красивее казаков» [Толстой, 1951, 161]. Простота и гармоничность их внутреннего облика – вот что важно для автора, и становится столь же важно для Оленина в Марьяне. Она, да и другие казаки, – статичные типы, они не подвержены разъедающей оленинской рефлексии, и именно в этом их красота. Сцена отказа

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=