ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

157 стой, 1951, 259], – замечает ему бабука Улита, когда он идет на охоту во время непрестанной работы казаков. И все же Толстой опять же отходит от романтизма, показывая нам своего героя не только через деятельность, но и через диалоги с другими персонажами, прежде все- го с Ерошкой, который олицетворяет мудрость казаков и во многом помогает Оленину понять свое положение. Отличий между Алеко и Олениным оказывается гораздо больше, и принципиальным будет являться их противопоставление по линии статичности/динамичности характера. Алеко предстает нам сформированным и вряд ли разви- вающимся персонажем. Пушкин сам указывает нам, что по прошест- вии двух лет в таборе «все тот же он; семья все та же» [Пушкин, 1960, 167]. Оленин же дан в соответствии с духом толстовского реализма, вылившегося в свое время в принцип «диалектики души»: это герой ищущий, изменяющийся, в жизни которого можно выделить несколько этапов. Читатель становится свидетелем коренного перелома в его судьбе: он начинает осмыслять всю пошлость окружавшего его мира и всю красоту и гармонию мира нового, естественного. В соответствии с этим разнится и отношение героев к любви и своим возлюбленным. Если для Алеко Земфира оказывается женщи- ной, на которую он имеет полное право, и он нисколько не рефлекси- рует по поводу своего отношения к ней до появления любовника, а едва ли не единственным эпитетом, характеризующим ее красоту, является «черноокая», то для Оленина Марьяна является своего рода высшим существом, носителем истинной правды жизни, персонажем сходным Платону Каратаеву и его ролью в жизни Пьера Безухова. Оленин, в отличие от Алеко, долгое время наблюдает за Марьяной, анализирует свои чувства к ней. Конечно, нельзя сказать, что Алеко совершенно лишен рефлексии, поскольку нам показаны его пережива- ния и предчувствия, но по сравнению с Олениным его степень само- анализа просто ничтожна. В обоих случаях мы имеем любовный тре- угольник: Алеко – Земфира – некий цыган и Оленин – Марьяна – Лукашка. Однако взаимоотношения между элементами этого тре- угольника в случае Толстого несоизмеримо сложнее: Алеко и любов- ник Земфиры встречаются только один раз, который оказывается по- следним для цыгана, никакого словесного контакта между ними нет, кроме случайных реплик. Отношения Оленина и Лукашки строятся очень сложно: отчасти на основе личной неприязни из-за Марьяны, отчасти на непонимании друг друга из-за разницы культур. Наконец, финал Алеко и Оленина сходен и в то же время разли- чен. Здесь мы подходим к ключевому моменту, определяющем идей-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=