ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
156 дя по дневниковым записям, в разное время подходил к этой поэме неоднозначно, однако окончательное его понимание было в высшей степени положительным: «В Пушкине меня поразили «Цыганы», ко- торых, странно, я не понимал до сих пор» [Эйхенбаум, 1969, 170]. Первая сходная черта в этих произведениях, которая бросается в глаза,– корреляция имен главных героев (Алеко/Оленин). Зачем это нужно Толстому? Очевидно, автор хочет показать нам и схожесть мировоз- зрения героев, и схожесть конфликта, в который они вступают. Между тем Толстой, «заимствуя» романтического героя у Пушкина, помещает его в совсем иное контекстуальное окружение. Первой отличительной чертой будет являться то, что Алеко бежит к цыганам не по своей воле: «его преследует закон» [Пушкин, 1960, 161]. Бегство Оленина носит сознательных характер, и причиной его является внутренний разлад с московской средой. Сходная ситуация позднее положит начало духовным поискам Андрея Болконского. По дороге на Кавказ Оленин думает: «Уехать совсем и никогда не при- езжать назад, не показываться в общество…» [Толстой, 1951, 156–157]. Заслуживают внимание и мысли героя о самом Кавказе, имеющие яв- ную романтическую окрашенность: «Все мечты о будущем соединялись с образами Амалат-беков, черкешенок, гор, обрывов, страшных потоков и опасностей» [Толстой, 1951, 155]. Как будет ясно в дальнейшем, все это лишь выдумка, существующая в романтизированном сознании Оле- нина. Несмотря на намек Пушкина о принудительном характере изгна- ния Алеко, этот герой сближается с толстовским по линии отношения к городской жизни: «Любви стыдятся, мысли гонят, / Торгуют волею своей…» [Пушкин, 1960, 165]. Относительно начала повести необходи- мо также заметить, что здесь Толстой идет в русле романтической тра- диции: имеется главный персонаж, которому уделено все внимание ав- тора; именно через призму этого персонажа и дается весь окружающий мир, который существует только потому, что существует романтическая натура, способная так или иначе его воспринимать. Однако начиная с 4-й главы перед нами уже совершенно другая ситуация: автор вводит нас в мир казаков; Оленин уходит, не мешая читателю рассматривать причудливый быт незнакомого народа, вводятся дополнительные фигу- ры, равновеликие по авторскому интересу самому Оленину. Второй чертой, сближающей облики Алеко и Оленина, будет их поведение в новой среде: Пушкин дает нам детальное описание жизни Алеко среди цыган: «Проснувшись поутру, свой день / Он отдавал на волю бога…» [Пушкин, 1960, 164]. Оленин ведет подобную же празд- ную жизнь: «Легко ли в рабочую пору ходить зайцев искать!» [Тол-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=