ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

151 из действительности, которые легли в основу романа. Его читателю остается только догадываться о том, откуда взяты те или иные факты, сопоставляя их со значительными моментами жизни самого автора, изучая не только дневники Толстого, но и его современников. В лю- бом случае эта работа интересная и плодотворная, способствующая более глубокому изучению биографии автора и дающая наиболее пол- ную картину быта, уклада, жизни того времени. Художники часто изображали себя спрятавшимися в толпе (этот феномен зачастую называют «зашифрованный автопортрет»). На кар- тине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» мы можем увидеть лицо мастера, он – странник с корзиной и посохом. В его лице нет ни фана- тичного восторга последователей Морозовой, ни столь же фанатично- го отвращения ее противников. Только раздумье, только грусть – «мир полон зла...». В литературе также существует подобный феномен, русские пи- сатели не напрямую, а косвенно намеренно наделяли персонажа про- изведения своей биографией, мировоззрением. Такой тип литератур- ного героя принято считать автобиографическим героем. Так кто же такой автобиографический герой? Писатель наделяет такого персонажа своей биографией, в его судьбе отражает моменты своей собственной, а в характере – свой ха- рактер. Нередко автобиографический герой даже имеет схожие внеш- ние черты автора. В сравнении с обычными персонажами «вымышленными», не имеющими отношение к создателю, связь с реальной жизнью авто- биографических героев намного прочнее. Такой герой нередко может быть прямо сопоставлен с личностью автора. В автобиографическом герое писатель зачастую переосмысляет свою подлинную биографию. Как художник он может не только отра- зить реальность, но и намеренно исказить ее или, наоборот, преобра- зить. Чаще всего в автобиографическом герое мы можем увидеть идеал личности, по мнению автора, того, каким он видит своего современни- ка. В любом случае, прежде всего такой герой – плод фантазии автора, но не прямое отождествление человека. Энергичный, сильный Левин с его бесконечными парадоксами, ис- кренностью, добрым отношением к крестьянам, склонностью вставать против мнения света, его отрицательным отношением к земству, увле- чением хозяйством, обращением к вере, вполне может называться про- тотипом самого Толстого. Именно в Левине автор отразил свои духов- ные искания, хотя Левин не является точным автопортретом художника.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=