ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
15 ловеческая, и только в этом освобождении есть истинное благо жиз- ни» 1 . Таким образом, истинное благо в освобождении от зла, грехов: «Грехи, соблазны и суеверия – это та земля, которая должна покрывать семена любви для того, чтобы они могли взойти» 2 . В данном случае Толстой признает самостоятельность и реальность зла, рассматривая его как почву для обретения блага. Реальность «почвы» в любом слу- чае относительна или вспомогательна; она меркнет перед реальностью блага, «семян любви». Таким образом, толстовская концепция зла ос- тается по самой своей сути двойственной : зло для Толстого эфемерно, иллюзорно и в то же время реально. В этом смысле (реальности зла) Толстой ориентируется на христианское понимание зла 3 . В то же са- мое время в его концепции зла присутствуют элементы будийской, античной философии, учения Канта. И все же по своему духовному опыту, по своей художественной интуиции Толстой безусловно стоит на позиции христианского пони- мания зла, признавая зло самостоятельной, реальной силой, изначаль- но повреждающей нравственную природу человека. «Он слишком глубоко заглянул в человеческую душу, – проницательно замечает С. Н. Булгаков, – он слишком много познал опытом своей собственной жизни, чтобы вместе с оптимистами совершенно отвергать силу греха, провозглашать нравственное здоровье естественного человека» 4 . По мысли Булгакова, Толстой ни в чем так не был близок к церковному христианству, как в сознании греха, его силы и непобедимости, перед которой «детским лепетом» кажутся разговоры о самоспасении. «Тол- стой слишком хорошо знал в надменном человекобоге грязного чело- векозверя» 5 , – заключает свою мысль С. Н. Булгаков. Особенно явно эта точка зрения на природу зла открылась в позд- них художественных произведениях Толстого – повестях «Отец Сер- гий» и «Дьявол». В своем анализе этих произведений С. Н. Булгаков 1 Толстой Л. Н. Путь жизни… С. 74. 2 Там же. С. 81. 3 Контекст евангельской заповеди позволяет предположить, что зло не просто реально, оно суперреально. «Дьявольская» реальность зла узурпирует все пра- ва сущего быть онтологически значимым. Христос заповедует не противиться человеческой силой этому дьявольскому онтологизму зла, противопоставив ему духовную сверхсущую реальность кротости, терпения и милосердия. 4 Булгаков С. Н. Человекобог и человекозверь. По поводу последних произве- дений Толстого «Дьявол» и «Отец Сергий» // С. Н. Булгаков. Сочинения: В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 477. 5 Там же. С. 490.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=