ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

14 Е. Д. Мелешко, В. Н. Назаров Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» (Россия) ОПЫТ «СЕМЕЙНОГО ЗЛА» В ТВОРЧЕСТВЕ Л. Н. ТОЛСТОГО Зло в понимании Л. Н. Толстого имеет двойственный парадок- сальный смысл. «Мы называем злом все то, – пишет Толстой во ввод- ном, ключевом изречении к разделу “Зло” в “Пути жизни”, – что на- рушает благо нашей телесной жизни. А между тем вся жизнь наша есть только постепенное освобождение души от того, что составляет благо тела. И потому для того, кто понимает жизнь такою, какая она действительно есть, нет зла » (курсив мой. – Е. М.) 1 . Эту мысль Тол- стой приводит в еще более парадоксальной и лаконичной форме: «То, что мы считаем для себя злом, есть большею частью не понятое еще нами добро» 2 . Таким образом, позиция Л. Н. Толстого в определении зла двой- ственна и противоречива: с одной стороны, зло реально не существует, это – иллюзия, с другой, – зло есть «непонятое добро». Эти положения имеют принципиально важное значение для всей философии непротивления, ибо они ставят под сомнение предмет- ность самой заповеди «не противься злому». Если зла нет, или, если зло есть иллюзия и в действительности является всего лишь «непоня- тым добром», то чему же тогда следует не противиться и какова цена самого непротивления, если предметом его фактически оказывается не зло, а благо? В учении Толстого, безусловно, присутствует и этот евангель- ский момент понимания природы зла, который особенно ярко выражен в его системе грехов, соблазнов и суеверий, в признании этих грехов реальным и даже неискоренимым свойством человеческой природы. «Если люди думают, что можно в этой жизни освободиться от грехов, то они очень ошибаются. Человек может быть более или менее гре- шен, но никогда не может быть безгрешен. Не может живой человек быть безгрешен потому, что в освобождении от грехов вся жизнь че- 1 Толстой Л. Н. Путь жизни. М., 1993. С. 358. 2 Там же. С. 363.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=