ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

132 целый ряд работ духовно-религиозного характера, где подробно изложил свое понимание христианства и Евангелия. В них он очень резко, катего- рично и осознанно расходится с учением Церкви по основным вопросам исповедания веры. И, в-третьих, сам Толстой в своем ответе на «Опреде- ление…» соглашается с Синодом в том, что он действительно отрекся от Церкви, от ее обрядов и от «истории о Боге». Из этого стоит сделать вывод, что отлучение Льва Толстого не было гонением со стороны «бездушной чиновничьей машины», а вполне закономерный исход, который был ожидаемым и для писате- ля, и для Православной Церкви. В 1903 году в свет выходит рассказ «Разрушение ада и восста- новление его». Это произведение становится квинтэссенцией идей Толстого о Церкви. Здесь четко и ясно показано ее пагубное воздейст- вие на учение Христа, с точки зрения Льва Николаевича. Устами своего героя Толстой высказывает мысль о том, что цер- ковь создается не Христом, не людьми, а подданными Вельзевула – дьяволами. «Делается же церковь так: люди уверяют себя и других, что учитель их, Бог… избрал особенных людей, которые… могут пра- вильно толковать его учение. …Признав себя едиными толкователями закона Бога и убедив в этом других, люди эти сделались высшими вершителями судеб людей и… получили высшую власть над ними» [Толстой, 1952, 105]. Вельзевул недоумевает, зачем люди усложнили столь простые и понятные истины. По мнению автора, священнослу- жители перекраивают учение Христа для оправдания своей дурной жизни и жестокости к людям, не признающим их власть. Толстой ясно отделяет истины, данные Христом от того, что пре- подносит людям Церковь. Он доказывает это, представляя своему чи- тателю те противоречия, объяснения которым так и не смог найти. «Так, например, сказано в писании: "один учитель у вас Христос, и отцом себе не называйте никого на земле…", а они говорят: "мы од- ни отцы и мы одни наставники людей". Или сказано: "если хочешь молиться, то молись один в тайне, и Бог услышит тебя", а они учат, что надо молиться в храмах всем вместе, под песни и музыку... Или сказано: "не убий", а они учат, что можно и должно убивать на войне и по суду» [Толстой, 1952, 108]. Несмотря на ясность суждений Льва Николаевича, необходимо отметить, что в некоторых вопросах он весьма категоричен. К приме- ру, касаясь вопроса о возникновении искусства, культуры, науки, бла- готворительности и других значимых аспектов человеческой жизни, писатель говорит о том, что все это было создано дьяволами. В «Раз-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=