ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

131 всю жестокость, подлость, низость… всей своей праздной, развратной, жестокой и самодовольной жизни…» [Толстой, 1983, 72]. Здесь про- глядывается переживания самого Толстого, тот самый духовный кри- зис, который и толкнул его к поиску веры. Побывав в собственной деревне, Нехлюдов начинает замечать всю фальшь высшего света в Петербурге. Ему становится противно и отвратительно. Даже церковные обряды ему кажутся ложными и фальшивыми. «…Иисус, имя которого со свистом такое бесчислен- ное число раз повторял священник, всякими странными словами вос- хваляя его, запретил именно всё то, что делалось здесь; запретил не только такое бессмысленное многоглаголание и кощунственное волхо- вание священников – учителей...» [Толстой, 1983, 127] В этом отрывке подтверждаются убеждения Толстого о низменности церковных обря- дов и о причине, почему он жил так далеко от общества и от церкви. В конце произведения Нехлюдов обращается к Евангелию. Как и Толстой, он находит свою истину. «И все, что он читал, казалось ему знакомо, казалось, подтверждало, приводило в сознание то, что он знал уже давно, прежде, но не сознавал вполне и не верил. Теперь же он сознавал и верил» [Толстой, 1983, 412]. Итак, поиск смысла жизни, поиск опоры привел Толстого к хри- стианскому учению, далекому от церкви и переосмысленному писате- лем. Это произведение ясно показывает этот поиск, а так же результат его – перерождение человека. Но Церковь не простила искренность Толстого. 24 февраля 1901 года вышло «Определение Священного Синода» об отлучении Л. Н. Толстого от церкви. И возникает вопрос: почему человек, стре- мящийся к истинной вере, не может донести свою точку зрения до ос- тальных, зачем надо было отлучать его от Церкви? Неужели за свое понимание жизни и веры нужно платить? И кто сказал, что это пони- мание – неправильное? Уже более ста лет не утихают споры историков и последователей писателя о конфликте русского классика с Православной Церковью и о его отлучении. Это событие воспринималось как некий акт возмездия за писательское вольнодумство, выраженное Толстым в его произведени- ях. Но стоит заметить, что, во-первых, в «Определении…» ни слова не говорится о том, что сама Церковь отлучает Толстого, а напротив, Синод подчеркнуто возвещает, что сам писатель «сознательно и намеренно от- верг себя сам от всякого общения с Церковью Православной». Во-вторых, конфликт выходит за рамки «вольнодумства в литературных произведе- ниях», потому что к моменту отлучения Лев Николаевич написал уже

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=