ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

130 и, между тем, чего-то ещё надеялся от неё» [Толстой, 1983, 117]. Он предполагает, что совершил ошибку в своих изысканиях. Ни один из итогов, к которым он приходит, не может усмирить смятения его ума – он уже не способен вернуться к неведению, вновь поддаться страстям или убить себя. Но также и не может жить в положении Со- ломона и Шопенгауэра, лишь рассуждая о бессмысленности жизни. Необходимо было найти ответ на вопрос, лишивший его покоя на мно- гие годы. Но как это сделать? Ко Льву Николаевичу приходит осознание, что отрицать жизнь – неразумно. Веками люди задавались вопросом о смысле жизни, но, в конце концов, не узнав ответа, не все они желали убить себя,было что- то такое, дающее надежду и поддерживающее в трудный час, и это «что- то» было верой. Таким образом, писатель вновь возвращается к тому, от чего отвернулся много лет назад, к общеизвестному источнику веры – церкви. Но можно ли считать верой слепое следование религиозным обрядам? Вот с чем столкнулся сам Толстой: «… когда я подошел к цар- ским дверям и священник заставил меня повторить то, что я верю, что я буду глотать, есть истинное тело и кровь, меня резануло по сердцу; это мало что фальшивая нота, это жестокое требование кого-то такого, ко- торый, очевидно, никогда и не знал, что такое вера» [Толстой, 1983, 157]. Писатель обретает бога, но понимает, что не может принять его названного посредника, а образ бога остается слишком размытым. Лев Николаевич обращается к первоисточникам христианского учения. Он пытается понять, кто же такой, этот бог, представить его, но потом, откинув все доводы разума, понимает, что бог живет внутри человека, что бог – это жизнь. В результате поисков Толстой, поверив в божественное начало, далеко отходит от религии. Он понимает, что в основе религии лежит истина, вера, но она, по его мнению, хитро переплетена с ложью, так, что невозможно отличить. Ни для кого не секрет, что Дмитрий Нехлюдов, один из главных героев романа «Воскресенье», во многом автобиографичен, а в самом произведении отразился весь жизненный путь Толстого к вере. Как и Нехлюдов, Толстой стремился к духовным идеалам с детства, но позднее, уже в молодости, он попал в среду, где приветствовались со- всем другие взгляды на жизнь, а именно: развлечения, развратность и жестокость. Толстой во всем обвиняет общество, в котором находил- ся герой и когда-то он сам. Переломным моментом для Нехлюдова становится встреча с Ка- тюшей Масловой, в которой он узнает свою первую любовь. С этого момента и начинается «воскресение» героя. «Он вдруг почувствовал

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=