ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

129 время моего отрочества и юности. Но когда я 18-ти лет вышел со вто- рого курса университета, я не верил уже ни во что из того, чему меня учили» [Толстой, 1983, 106]. Позже он признает, что «отпадение» от веры произошло в большей степени под влиянием знаний и жизненно- го опыта. Тем не менее, он не отрицает необходимость существования самого предмета веры, посредством которого достигаются какие бы то ни было временные цели. За неимением религиозной веры, Лев Николаевич ищет новую. Будучи молодым человеком, он поддается страстям, развлечениям и любодеяниям. Значительную роль в этом сыграло общество, в котором приветствовалась такая «вера». Через какое-то время, сойдясь с писате- лями, он начинает верить в свое великое предназначение учителя. Как пишет сам Толстой, он стал жрецом, несущим истину. Но каждый из его писательского окружения считает свою истину вернее других. Со вре- менем споры, обманы, тщеславие заставляют его усомниться в истин- ности новой веры. На ее место приходит другая– вера в прогресс. После женитьбы стремление Л. Н. Толстого к прогрессу, заменя- ется стремлением к тому «…чтобы с семьей было лучше». И на этом, казалось бы, его духовные скитания должны закончиться, ведь одна из главных целей в жизни – завести семью, воспитать детей и создать все необходимые условия для достойного существования. Но проживая даже счастливую семейную жизнь, человек, рано или поздно, устает нести быт на своих плечах и начинает стремиться к чему-то новому. Он начинает искать «нового себя». «Несмотря на то, что я считал писательство пустяками, в про- должение этих пятнадцати лет я все-таки продолжал писать. Я писал, поучая тому, что для меня было единой истиной, что надо жить так, чтобы самому с семьей было как можно лучше» [Толстой, 1983, 115]. Многие на этом бы и остановились, но счастливый семьянин, автор романов, уже тогда ставших известными всему миру, задается вопро- сами: «Зачем? Ну, а что потом?» Эти вопросы, казавшиеся наваждени- ем, приходили все чаще и чаще, становясь с каждым разом настойчи- вей. Поиск ответа занял у него всю оставшуюся жизнь. Начав исследование, Толстой сначала обращается к размышлени- ям Соломона и Шопенгауэра. Приняв их мнение о том, что жизнь – есть ничто, писатель впадает в глубочайшую депрессию. Он постоянно борется с мыслью о самоубийстве. «Я… прятал от себя шнурок, чтобы не повеситься … и перестал ходить с ружьём на охоту, чтобы не со- блазниться слишком лёгким способом избавления себя от жизни. Я сам не знал, чего я хочу: я боялся жизни, стремился прочь от неё

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=