ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

127 жизни и смерти. Стоит также напомнить, что и Толстой, и Сэлинд- жер намеренно покидали свой дом. «Вечное стремление к самоотре- чению и самообладанию» воспринимались как проявление «будди з- ма» писателей. Анализ произведений Сэлинджера в аспекте сквозных образов позволяет выстроить целую структуру, напоминающую хронику, хоть и не последовательную. Образ Симора Гласса встречается в пяти произведениях. Этот персонаж исполняет несколько ролей: является главным героем, второстепенным персонажем, героем-рассказчиком. Именно образ Симора Гласса представляется основным носителем сюжетно-фабульной функции. Произведения Л. Н. Толстого со сквозным персонажем Дмитри- ем Нехлюдовым являются подробным описанием становления и раз- вития личности. Несмотря на уникальную композиционную незав и- симость каждого художественного текста, образ князя выполняет функцию «скрепы», которая помогает развить главный конфликт низ- ших и высших социальных слоев на протяжении пяти произведений. Нехлюдов в «Отрочестве», «Юности», предстает как второстепенный персонаж. В «Утре помещика» Дмитрий становится главным героем, который пытается преодолеть разобщенность с народным миром. В рассказе «Из записок князя Д. Нехлюдова (Люцерн)» князь является рассказчиком, который записывает свои впечатления; а в романе «Воскресение», где образ достигает своей кульминационной точки, Дмитрий является главным героем. Таким образом, сквозной персонаж может быть представлен в самых разных формах: упоминание о нем в речи других действую- щих лиц, повествование автора или рассказчика о связанных с персо- нажем событиях, анализ его характера, изображение его переживаний, мыслей, речей, наружности, сцены, в которых он принимает участие словами, жестами, действиями и прочее. Каждое появление героя под- чинено замыслу автора. Конкретный текст повествует об определенном жизненном этапе, что помогает анализировать образы персонажей. Сэлинджер изучал массу экзотических религиозных учений: дзэн-буддизм, сайентологию, крийя-йогу, дианетику; занимался разви- тием христианских идей Толстого. В повести «16-й день Хэпворта, 1924» Симор пишет своей семье домой письмо с просьбой выслать «...еще раз – полное собрание сочинений графа Льва Толстого » [Сэ- линджер, 2000, 456]. А значит, поэтика сквозного персонажа не могла сложиться в творчестве американского автора без влияния Толстого. Труды русского писателя уже в самом начале развития поистине гени-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=