ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
126 «В «Воскресении» сильнее, чем в «Анне Карениной», обнаружи- вается авторское вмешательство, субъективная авторская оценка дей- ствующих в романе персонажей и их поступков и различных, особенно отрицательных, явлений окружающей жизни» [Гудзий, 1949, 25]. Образ Нехлюдова автопсихологичен. Авторская тенденция и мо- рализирующая проповедь выступают в «Воскресении» совершенно неприкрыто. Так же поступает и Сэлинджер в «цикле о Глассах», свя- зывая всю религиозную и философскую проблематику с образом Си- мора. Американский автор не скрывает особенного отношения к лю- бимому герою, тем самым «обожествляя» его. Основная проблематика большинства произведений Сэлинджера – религиозная, эти вопросы поднимаются уже на первых страницах про- изведений, составляющих цикл о Глассах. Автор изображает Симора Гласса как духовно совершенного человека, наподобие святого, на- сколько такая личность возможна в двадцатом веке в американском обществе. Все эти материальные, бытовые разговоры кажутся особен- но низкими в сопоставлении с простыми и высокими словами из днев- ника Симора: «мне кажется, что сейчас – мое второе рождение. Святой, священный день...» [Сэлинджер, 2000, 254]. В «Зуи» амери- канский автор обращается к Иисусовой молитве: « У Иисусовой молит- вы одна цель, одна-единственная цель. Одарить человека знанием о Христе » [Сэлинджер, 2000, 379]. Л. Н. Толстой в «Воскресении» также обращается к христиан- скому учению, которое высказывает устами Нехлюдова. В течение всего повествования Толстой ведёт героев по ступеням нравственного совершенствования, Евангелие помогает Дмитрию Нехлюдову понять, почему люди творят так много зла: « Ответ, которого он не мог най- ти, был тот самый, который дал Христос Петру: он состоял в том, чтобы прощать всегда всех, бесконечное число раз прощать, потому что нет таких людей, которые сами не были виновны и потому могли бы наказывать и исправлять <...> Точно он после долгого томления и страдания нашел вдруг успокоение и свободу» [Толстой, 1936, 442]. У Сэлинджера воскрешение есть гармония, которая возможна лишь при обращении к дзен-буддизму: т олько через серию похожих на буддийские коаны рефлексий, каждая из которых содержит и религи- озный смысл, Бадди наконец начинает понимать причины смерти бра- та, а также мир вокруг себя. Известно, что Л. Н. Толстой в поисках истины обращался к философам и мыслителям древнего Востока, пытаясь в их философских взглядах, в их «восточной мудрости» на й- ти разгадку духовной сущности человека, его призвания, тайн бытия,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=