ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
124 К. П. Ивочкина Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (Россия) СКВОЗНОЙ ПЕРСОНАЖ В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖ. Д. СЭЛИНДЖЕРА И Л. Н. ТОЛСТОГО Сэлинджер в одном из своих немногочисленных интервью ут- верждал: «Писатель, когда ему задают вопрос о его творчестве, обязан встать и прокричать во весь голос одни только имена любимых им пи- сателей. Лично я люблю Кафку, Флобера, Толстого , Чехова, Достоев- ского, Пруста, О'Кейси, Рильке, Лорку, Китса, Рембо, Бернса, Э. Бронте, Джейн Остин, Генри Джеймса, Блейка, Кольриджа» [Salinger, 1982, 7]. Поэтика, тематика произведений, постоянное обращение к образ- ам детей как уникальных личностей и обращение к «восточной мудро- сти», религиозным идеям показывают, что творчество американского автора прочно связано с идеями Толстого. Но наиболее характерной особенностью является наличие героя, который преодолевает про- странство одного произведения. В творчестве русского писателя таким сквозным персонажем является Дмитрий Нехлюдов («Воскресение», «Юность», «Отрочество», «Утро помещика». «Из записок князя Д. Не- хлюдова (Люцерн)»). У Сэлинджера – член семьи Глассов – Симор («Хорошо ловится рыбка-бананка», «Лапа-растяпа», «В лодке», «Фрэнни и Зуи», «Выше стропила, плотники», «Симор: Введение», «16-й день Хэпворта 1924 года»). Симор – главное действующее лицо ряда повестей и рассказов, совокупность которых получила в критике наиболее распространенное наименование «сага о Глассах». «Симор обитает на таких духовных высотах, что большинству окружающих его людей кажется человеком с отклонениями от нормы, с комплексами» [Литература США XX века, 1978, 525–526]. Гласс, как типичный американский герой 30–40-х го- дов ХХ века, пытается обрести истину, ищет смысл жизни и тем са- мым напоминает толстовских героев. Приходится констатировать, что сквозной персонаж (и это характерно не только для эпохи романтизма, но и для реалистических произведений, например, произведений Л. Н. Толстого о Нехлюдове) зачастую представляет собой тип героя, одинокого в своей среде, мало кем понимаемого, большей частью но- сителя авторского вúдения. Нехлюдов у Л. Н. Толстого и в ранних рас- сказах и повестях, и в позднем романе «Воскресение» – герой, проти-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=