ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

123 спешит, забирается во все уголки и щели, нищего, странника ищет, ребенка сирого, бездомного. Вот она нашла Гикора». Он заболевает, отец его находит уже в больнице при смерти. Безутешен в своем от- цовском горе покорный судьбе крестьянин Амбо – последние сцены исключительно сильно воздействуют на читателя. Туманян в своем рассказе идейно-нравственные и художествен- ные задачи решает в плоскости показа жизни как она есть. Толстой с беспощадной достоверностью изображает действительность, но не- изменно в свете христианских ценностей. В конечном итоге в судьбе детей авторы проецируют судьбу народа. Высоко ценя творчество рус- ских классиков, в частности Толстого, Туманян писал, что он воплотил в себе «дух и образ своего народа … искал высшую опору, искал бога для страждущего и несчастного человечества искал не в насилии, а в справедливости и правде» [Туманян, 1969, 95]. Особенно явственна эта аллюзия в «Гикоре»: когда Амбо воз- вращается обратно, с одеждой сына в руках, вспоминая, где они от- дохнули, где Гикор напился воды из родника, в его скорби слышится вековая скорбь народа, а в неизбывном горе и отчаянии покорного судьбе трудяги – глухой протест против несправедливости мира. Выдающимся произведениям национальных литератур, рассказам «Гикор» и «Алеша Горшок», присущ высокий гуманистический пафос, позволяющий остро показать человеческий идеал и пороки общества: отношение к ребенку определяет его нравственное состояние. Лучше всего подобное миропонимание сформулировано в знаменитой фразе Достоевского: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке не- винного ребёнка». Литература 1. Блок, А . Собрание сочинений: В 8 т. / А. Блок. – М.; Л., 1963. – Т. 7. 2. Мкрян, М. М. Творчество Ованеса Туманяна / М. М. Мкрян. – Ереван, 1981. 3. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений: В 22 т. / Л. Н. Толстой. – М.: Худож. лит., 1983. – Т. 14. 4. Туманян, Ов. Собрание сочинений: В 10 т. / Ов. Туманян. – Ереван: Изд-во АН Армении, 1990. – Т. 6. 5. Туманян, Ов. О России и русской культуре / Ов. Туманян. – Ереван, 1969.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=