ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
120 реном звучат слова отца, когда он из лучших побуждений, приведя сына в город и отдав на услужение купцу Артему, наивно наставляет сына: не воровать, уважать старших, повторяет, мол, терпи: «Дни пройдут, промчаться…» Мотив огромного, темного, страшного мира, мотив холода, голо- да, усугубляется от эпизода к эпизоду. Чем ребенок малолетнее, бес- помощнее, чище, тем более сурова и безысходна действительность. Туманян вскрывает бедственное положение Гикора через край- ние состояния – унижения, издевательства, холод и голод. Толстой больше подчеркивает перегруженность Алеши делами, вечную уста- лость: «ноги у него были всё старые, и они к вечеру ныли у него от беготни, и он сердился на них». В каждом случае авторы находят свои художественные средства для показа драмы детей, общим же остается оппозиция: подросток и чужой страшный жестокий холодный мир, равнодушное отношение окружающих. У Туманяна чужой взрослый мир олицетворен в образе купца Артема и его жены, подмастерьев, которые не отстают друг от друга в насмешках и издевательствах над деревенским недотепой, у Толсто- го – семья купца, к которому пошел на услужение Алеша, и что самое страшное, его собственная. У Гикора с прошлым, с деревней, семьей, связаны светлые дни его жизни. Алеша же не вспоминает деревню, где ему было также трудно, как и в городе. От жестокого настоящего в прошлое, в детство, где ему было хо- рошо, уходит Гикор в своих воспоминаниях. Он уносится мысленно в родные поля, где он бегал на воле, не испытывал такое чувство голо- да: «Невыносимым был голод. С голодом Гикор свыкнуться не мог». То ли дело дома, он всегда мог взять кусок сыра и лаваша, поесть, сидя у родника, и напиться чистой воды. Так проходят бесконечные дни, полные забот, унижений, голода, и неминуемо наступает кризис (кульминация рассказов), после которо- го неумолимый ход событий приводит к трагическому концу. Медлен- ное повествование рассказа Туманяна прерывается чрезвычайным со- бытием: жестоким избиением купцом несмышленого нерасторопного Гикора из-за того, что он при гостях сказал: «хозяин говорит вишня дорогая, покупать не нужно». Дальше разворачивается картина повсе- дневной жизни, которая неминуемо приводит его к гибели. Толстой передает монотонность жизни повторами: «Только и слыш- но было "Сбегай, брат", или: "Алеша, ты это устрой. – Ты что ж это, Алешка, забыл, что ль? Смотри, не забудь, Алеша". И Алеша бегал, устраивал, и смотрел, а не забывал, и все успевал, и все улыбался».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=