ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

12 отчета в моих привязанностях и дружеских чувствах? Это человек, бывший для меня больше чем отцом». Толстой как будто без очевидного повода переносится с поля битвы к любовным интригам ослепительной Элен, к ее сомнениям, как сочетать свою семейную жизнь с новым эротическим приключением. Это две стороны медали: кровавая правда войны и зыбкие воды ин- триг, в которых скользит мир высшей аристократии. А фоном надвига- ется апокалиптическая угроза Москве. Москва… Толстой показывает ее глазами Наполеона. Он злорадствует, во- ображая, что завоюет ее, похожую на странный восточный город, что он не будет его разрушать – он его цивилизует. И Толстой с сарказмом иронизирует над цивилизаторской самонадеянностью Наполеона. Что- бы тронуть русских, на всех богоугодных заведениях Москвы − на си- ротских приютах, богадельнях, домах престарелых – он «велит напи- сать большими буквами: “Учреждение, посвященное моей милой матери”. Нет, просто: “Дом моей матери”». Перед читателем город возникает незнакомым, полыхающим. Но читатель так сблизился с Москвой через разговоры и действия пер- сонажей, что в этой точке повествования она становится частью близких ему воспоминаний. И кто-то смотрит на нее как на знакомое место, по- среди волшебного сияния утра 2 сентября: «Наполеон с Поклонной горы видел трепетание жизни в городе и чувствовал как бы дыхание этого большого и красивого тела». Не оставалось ни души в Москве, когда французский император вошел со своими солдатами. У Наполеона были купола сияющего зо- лота, дворцы причудливой архитектуры, старинные изгибы центра Москвы, сады Кремля, таинственные ворота в палаты царей. У Напо- леона была Москва. И никого в ней. Это была великая победа Кутузова. Потом последует история пожара Москвы, который захватывал улицу за улицей. Каждый уг о- лок города горит, пахнет старым горелым деревом, лопаются стены, охваченные огнем, пламя пожирает дома, лавки и мечты Наполеона. Пожар войны, поглотивший самоуверенность французского импер а- тора, − это пожар, лучше всего описанный в истории. Целый город горит, незабываемый, на литературных страницах. Толстой умеет показать реакцию десятков людей на пожар, их неожиданное повед е- ние, как у Пьера Безухова, который посреди пожара чувствует себя полным энергии и юношеского задора. Или поведение Наташи Рос- товой, которая в суматохе своего дома из-за пожара Москвы, смотрит

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=