ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
118 будительная причина их переезда в город. Но внутри этой общности в каждом из рассказов много отличий в нюансах и мотивациях. В «Гикоре» Туманян изобразил обычную патриархальную семью крестьянина Амбо. Через судьбу крестьянина, простого человека, ху- дожник говорит о судьбе армянского народа в самой широкой пер- спективе – это и есть та болевая точка, где сходятся смысловые линии творчества Туманяна. В объективном авторском повествовании, как мы и наблюдаем в традиции классической реалистической литературы, имплицитно заложена оценка событий. С первых же предложений задается изна- чальная трагическая тональность рассказа. Ставшая крылатой фраза «В доме у крестьянина Амбо разгорелась ссора» сразу вводит читателя в атмосферу трагической цепи событий. Утро, когда Амбо с сыном пус- тился в дорогу и вся семья и односельчане вышли их провожать, автор характеризует как «мирное», но «печальное»: «Было мирное утро, пе- чальное утро». Чрезвычайно важна мотивация переезда в город– в каж- дом из рассказов, кроме одной общей побудительной причины– нужды, она разная. В случае Туманяна для крестьянина Амбо первейшей при- чиной того, что он отрывает своего двенадцатилетнего сына от родного дома, является желание вывести его в люди. Намерение отдать сына кому-нибудь на услужение в городе крестьянин Амбо объясняет так: «взять в город, к делу приставить, чтобы человеком сделался, работе какой-никакой выучился». Однако такое благое намерение вызывает бурный протест у матери. Рыдая, она говорит: «Ох, не надо, … пожалей мое малое дитя, не бери в тот проклятый мир, не бери». Чуткое мате- ринское сердце безошибочно предчувствует беду, для нее тот мир – «проклятый», мотив же нищеты и бедственного положения семьи вы- ступает на первый план по мере развития сюжета. Знакомство героя с неизведанным, «проклятым» миром происхо- дит постепенно и описывается автором с особой тщательностью. Чита- тель шаг за шагом проходит путь, который проделали отец и сын. Вся семья выходит провожать Гикора на околицу, и маленький Гало все время кричит: «Гикол, куда ты идешь, Гикол?» Непонимание ребенка, почему старший брат оставляет его, родных, выражает бессмыслен- ность, ненужность и обреченность этого ухода. Гикор много раз обора- чивается, пока родное село совсем не исчезло с горизонта– будто знал, что так и не вернется туда. Этот путь вновь опишет автор, когда Амбо будет возвращаться домой, но уже без сына, и такая же немая, застыв- шая в ожидании группа будет стоять у околицы. Так, деталь за деталью, создается атмосфера предопределенности трагического исхода.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=