ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

116 Б. С. Зулумян Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН» (Россия) «ГИКОР» ОВАНЕСА ТУМАНЯНА И «АЛЕША ГОРШОК» ЛЬВА ТОЛСТОГО Очевидно, что такие великие и уникальные в своем авторском воплощении произведения, заявленные в названии статьи, не могут быть рассмотрены в некоем механистическом сопоставлении друг с другом и претендуют на более веские основания для объединения в синхронический ряд. Общая для них детская тематика – это пер- вичная, лежащая на поверхности содержательная парадигма, тем не менее недостаточная для компаративистских манипуляций: произв е- дений о детях в обеих литературах великое множество. Говорить о влияниях также не приходится, речь здесь может идти только о ти- пологических схождениях на самых глубоких, духовно-нравственных уровнях, творческом восприятии однородных явлений действительно- сти художниками. Классики армянской и русской литератур оставили в своем твор- честве небольшое число произведений, посвященных детской теме, но все они чрезвычайно значимы по своему интеллектуальному и мо- ральному содержанию. Выбранные для анализа произведения – ше- девры национальных литератур, давно уже ставшие хрестоматийными. Такое сопоставление обусловлено не только, как уже отметили, общ- ностью тематики – схожим сюжетом о судьбе ребенка, – но и концен- трацией смыслов, проблемной остротой, когда через показ детской жизни во взрослой действительности решаются больные вопросы это- го мира. Стадиальное совпадение армянской и русской литератур Но- вого времени также обуславливает некую общность художественного осмысления мира. Первое, что роднит эти произведения, и что я хотела бы особо выделить, – это реалистическое отображение действительно- сти, стремление показать жизнь, как она есть, в наиболее драматиче- ских ее проявлениях, хотя идейно-художественные задачи в каждом случае авторами ставились разные. Написаны они приблизительно в тот же период – конец XIX, начало XX вв., время, когда реализм как литературное направление достиг полного развития в творчестве рус- ских классиков, равно как и в армянской литературе (Нар-Дос, Шир- ванзаде, Туманян), обрел качество, которое Достоевский характеризо- вал как «реализм в высшем смысле».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=