ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

114 ной живостью и ясностью перенесся воображением за год тому назад, к этой счастливой минуте» [Толстой, II, 1978, 364]. Увы! Надеждам молодого барина не суждено было сбыться. От- голоски подобной «утраты иллюзий» мы потом услышим и в «Войне и мире» – в истории взаимоотношений с крестьянами Пьера Безухова, Андрея Болконского, княжны Марьи, в «Анне Карениной» – в истории Константина Левина… Но вернемся к рассказу. Исследователи творчества Толстого всегда делали упор на том, что главная мысль произведения – в не- допустимости «жалкого, бедственного положения мужиков», которое не исправить «ни больницами, ни школами, ни постройкой изб, ни другими мерами, которые принимал «добрый барин» Нехлюдов» [Ломунов, 1978, 70]. «Повесть звала к отмене крепостного права» [Ломунов, 1978, 70]. При этом в «союзники» исследователи всегда брали действительно авторитетных писателей и критиков: «Главное нравственное впечатление этого рассказа (не говорю о художестве н- ном) состоит в том, что, пока будет существовать крепостное состо я- ние, нет возможности сближения и понимания обеих сторон, нес мот- ря на самую бескорыстную и честную готовность сближения – и это впечатление хорошо и верно» [Тургенев, III, 1961, 85]; рассказ Тол- стого подтвердил мысль о том, как наша отечественная литература «постепенно сближалась с народом и действительностью», стре ми- лась овладеть «народной точкой зрения» на «все вопросы жизни» [Добролюбов, II, 1962, 271]. Отнюдь не отрицая наличия и в «Дневнике помещика», и ос о- бенно в рассказе «Утро помещика» антикрепостнического пафоса, позволим себе высказать мысль, что главное в этих сочинениях все- таки другое: оба они – о той пропасти, которая разделяет разные со- циальные слои общества, в данном случае – помещиков и крестьян. И дело здесь не только в крепостничестве, в нищете и бесправии н а- рода. Просто перед нами два совершенно разных мира: образованное, просвещенное дворянство, лучшие представители которого – такие как Дмитрий Нехлюдов – искренне хотят помочь крестьянам – и на- род, крестьянство со всеми его недостатками, включая умственную, духовную неразвитость, косность, леность и, конечно, вечное недо- верие к «господам». Что может в таком случае сделать пусть бы и очень умный, совестливый, искренний, честный молодой двор я- нин? Ничего. В этих условиях ему остается одно – не стать жестоко- сердным, не озлобиться, не сделать с досады положение крестьян еще более невыносимым.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=