ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

111 есть общая точка: невозможно выйти за пределы народного опыта и ощутить полноту впечатлений и высоту помыслов, то есть пасхальный архетип как духовное преображение определяет логику сложения столь несопоставимых и разведенных во времени произведений. Литература 1. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т.: [Юб. изд.] / Л. Н. Толстой. – Т. 48. – М.: ГИХЛ, 1952. – [Ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы]. 2. Лихачев, Д. С. Слово о Толстом / Д. С. Лихачев // Лит. обозре- ние. – М., 1978. – № 9. – С. 3–6. 3. Слово о полку Игореве. – М.: Дет. лит., 1975. 4. Есаулов, И. А. Категория соборности в русской литературе / И. А. Есаулов. – Петрозаводск, 1995. Л. В. Захарова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» (Россия) «ДНЕВНИК ПОМЕЩИКА» И РАССКАЗ «УТРО ПОМЕЩИКА» КАК ПРОГРАММНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РАННЕГО Л. Н. ТОЛСТОГО Судьба крепостной деревни, положение крестьян, взаимоотно- шения между «господами» и «мужиками» волновали Л. Н. Толстого с юных лет. В 1850-е годы Толстой задумал «Роман русского помещи- ка». «В романе своем я изложу зло Правления Русского», – записал он в «Дневнике» [Ломунов, 1978, 69]. Этот роман, по мысли писателя, «будет полезной и доброй книгой», он «покажет невозможность жизни правильной помещика», пока существует рабство [Ломунов, 1978, 69]. Но роман этот завершен не был, однако мысли, волнующие Толстого, нашли отражение в двух весьма примечательных, хотя и разноплано- вых сочинениях писателя, – «Дневнике помещика» и рассказе «Утро помещика» (оба – 1856 года). Суховато-хронологическая манера «Дневника» заметно контра- стирует с эмоционально-взволнованной стилистикой «Утра помещи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=