ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ЗНАНИЯ наследию одного из наиболее значительных античных мыслителей не только совершенно очевиден, но и вполне закономерен и объясним. Этот интерес возник у Толстого достаточно рано. Не случайно среди книг, которые произвели на него большое впечатление в возрасте от 20 до 30 лет, Толстой упоминает два знаменитых диалога Платона - «Федон» и «Пир». Помимо них Толстой был хорошо знаком и со многими другими трудами философа: «Апология Сократа», «Критон», «Федр», «Протагор» и др. Большинство из перечисленных диалогов Платона Толстой читал во французском переводе В. Кузена, однако неко торые, в частности «Апологию Сократа» и «Критон», он сам пере водил с греческого и весьма часто использовал различные фрагменты из них в своем вольном переложении в качестве материалов для народ ных рассказов и «Круга чтения». Не удивительно, что именно образ Сократа, который живо и ярко рисует Платон на страницах своих диалогов, привлекает внима ние Толстого, вызывая возрастающий интерес к творчеству великого грека. К тому же не будет преувеличением предположить, что особен но близкой была для Толстого та модель духовно-нравственного и фи лософского ученичества, та внутренняя преемственная связь, которая существовала между Платоном и Сократом, а также и другими мудре цами древности, у которых учился Платон. Поэтому Толстому, посто янно стремившемуся свести в один круг все высшие достижения всемирной человеческой мудрости, подобная позиция Платона должна была весьма импонировать. Однако следует подчеркнуть, что формирование представлений Толстого о системе платоновской философии в целом происходило постепенно, на протяжении практически всей его жизни. Масштаб ность личности и философского наследия Платона одновременно и при влекала, и пугала Толстого. Он сразу же зачисляет Платона в разряд «труженников независимых, страшных по своей оторванности и глу бине», мыслителей, «оставивших системы», из которых с огромным трудом приходится вычленять «разорванные куски, относя их к чело веку». Тем не менее дальнейшее осмысление основных идей платонов ского философского учения постепенно заставляет Толстого изменить свое первоначальное мнение, признав за философией Платона статус «философии истинных мыслителей», дающих пример «серьезных рас- суждений о свойствах человеческой природы и разума». Первоначально миросозерцание и систему философии Плато на Толстой оценивал главным образом как «языческие» по своему 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=