ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ЗНАНИЯ наследию одного из наиболее значительных античных мыслителей не только совершенно очевиден, но и вполне закономерен и объясним. Этот интерес возник у Толстого достаточно рано. Не случайно среди книг, которые произвели на него большое впечатление в возрасте от 20 до 30 лет, Толстой упоминает два знаменитых диалога Платона - «Федон» и «Пир». Помимо них Толстой был хорошо знаком и со многими другими трудами философа: «Апология Сократа», «Критон», «Федр», «Протагор» и др. Большинство из перечисленных диалогов Платона Толстой читал во французском переводе В. Кузена, однако неко­ торые, в частности «Апологию Сократа» и «Критон», он сам пере­ водил с греческого и весьма часто использовал различные фрагменты из них в своем вольном переложении в качестве материалов для народ­ ных рассказов и «Круга чтения». Не удивительно, что именно образ Сократа, который живо и ярко рисует Платон на страницах своих диалогов, привлекает внима­ ние Толстого, вызывая возрастающий интерес к творчеству великого грека. К тому же не будет преувеличением предположить, что особен­ но близкой была для Толстого та модель духовно-нравственного и фи­ лософского ученичества, та внутренняя преемственная связь, которая существовала между Платоном и Сократом, а также и другими мудре­ цами древности, у которых учился Платон. Поэтому Толстому, посто­ янно стремившемуся свести в один круг все высшие достижения всемирной человеческой мудрости, подобная позиция Платона должна была весьма импонировать. Однако следует подчеркнуть, что формирование представлений Толстого о системе платоновской философии в целом происходило постепенно, на протяжении практически всей его жизни. Масштаб­ ность личности и философского наследия Платона одновременно и при­ влекала, и пугала Толстого. Он сразу же зачисляет Платона в разряд «труженников независимых, страшных по своей оторванности и глу­ бине», мыслителей, «оставивших системы», из которых с огромным трудом приходится вычленять «разорванные куски, относя их к чело­ веку». Тем не менее дальнейшее осмысление основных идей платонов­ ского философского учения постепенно заставляет Толстого изменить свое первоначальное мнение, признав за философией Платона статус «философии истинных мыслителей», дающих пример «серьезных рас- суждений о свойствах человеческой природы и разума». Первоначально миросозерцание и систему философии Плато­ на Толстой оценивал главным образом как «языческие» по своему 99

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=