ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ что Культура есть Сила. Но у него не было ни малейшего почтения к человеческой Силе. Религиозный мыслитель Лев Толстой в ней не видел ничего божественного. Для него Сила, как и Красота, есть нача ло злое, дьявольское. Добро и Бог для него всецело исчерпываются и поглощаются началом Любви, и началу Силы, как началу положительному, в его ре лигии так же нет места, как и началу Красоты. Сила для него в нрав ственном смысле всецело сливается с насилием. Как Добро связано с Силой? Отрицательно или положительно? Моральная проблема Силы есть как бы загадочная метафизическая бездна, в которую - перед пытливым философским взором - низверга ются все предельные проблемы современности: социализм (равенство неравных по силе!), вечный мир (отказ от войны!), национальный во прос (есть ли национальное самоутверждение нравственная правда или, наоборот, неправда?) и целый ряд других вопросов, волнующих современного человека. Великое религиозное значение Толстого состоит именно в том, что он с гениальной мощью поставил перед современным человечеством две основные проблемы мирового и человеческого бытия - проблемы Красоты и Силы. Примечания [1] Струве П. Б. Patriotika. Политика, культура, религия, социа лизм. М. 1997. С. 292. М. Л. Клюзова Тула Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПЛАТОН: ОПЫТ ДУХОВНОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ряду «величайших мудрецов мира» и «учителей человечества» Л. Н. Толстой нередко называет Платона, относя его к числу «серь езных и глубоких мыслителей», к которым в первую очередь следует обращаться в поисках истинного смысла жизни. Глубокий всесторон ний интерес Толстого к обширному и многогранному философскому 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=