ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ЗНАНИЯ для Л. Витгенштейна подлинным решением проблем человеческо­ го существования. В. Ю. Полищук Тула ПРОБЛЕМА КРАСОТЫ И СИЛЫ В РЕЛИГИОЗНОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (ВЗГЛЯД П. Б. СТРУВЕ) «До начала 80-х годов X IX века можно было спрашивать: кто такой Толстой? Теперь перед всяким из нас вопрос ставится иначе: что такое Толстой? Каков смысл этого громадного явления русской куль­ туры?» [1]. Такую задачу поставил перед русской общественной мыслью ее видный представитель Петр Бернгардович Струве и предложил свой оригинальный ответ. Не будучи единомышленником Толстого в его социальном и ре­ лигиозном учении, Струве был солидарен с ним в признании рели­ гиозной основы личной и общественной жизни. Религия являлась основным фактором душевной жизни Толстого; его путь - путь рели­ гиозного искания. «Живое воплощение в русской жизни религиозно­ го начала» видел в Толстом П. Б. Струве. Великий русский художник и мыслитель не на словах и даже не в мыслях, а в самой жизни вопло­ тил величайшую метафизическую и религиозную загадку: что такое Красота в отношении к Добру? Есть ли телесная, чувственная Красота выражения божественного начала, имеет ли она религиозное значение и оправдание? Это есть вековечная загадка Плоти и Духа, перенесен­ ная как бы на какую-то высшую ступень, духовно утонченная до про­ тивоборства Красоты и Добра. Струве приходит к выводу, что Красота как проявление Божест­ ва дня Толстого не существует; скорее она для него - сила дьявольская. Но Толстой враждебен не только по отношению к Красоте, но и к Культуре. Именно к Культуре, а не только к «цивилизации», подчер­ кивал П. Б. Струве. Почему культура побеждает и подчиняет все доро­ гое ему «простое», «мужицкое»? По мнению критика, Толстой понимал, 97

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=