ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л, И. ТОЛСТОЙ И ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ЗНАНИЯ опубликованием в 1897-1898 годах трактата «Что такое искусство?», где про­ водится мысль о необходимости и значимости нравственного момента. Религиозные и нравственно-философские взгляды Л. Н. Толсто­ го развивались по закону отрицания эстетической доминанты и ее за­ мещения нравственными ценностями. Кризисы великого писателя и проповедника - результаты столкновения в нем собственно идеалов и окружающей действительности - повлекли за собой переоценку цен­ ностей, новые нравственные нормы и новые представления о нравст­ венных возможностях человека. А. Л. Золкин, Н. В. Беркович Тула Л. Н. ТОЛСТОЙ И Л. ВИТГЕНШТЕЙН: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ЭТИЧЕСКОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО Творчество Л. Н. Толстого оказало существенное влияние на фор­ мирование мировоззрения одного из крупнейших философов XX века - Л. Витгенштейна (1889-1951). Он познакомился с произведениями Л. Н. Толстого еще во время первой мировой войны, причем, чтобы читать их в подлиннике, даже стал изучать русский язык. Особенно глубоко философа поразило умение Л. Н. Толстого передавать важное моральное содержание путем художественного показа действительно добродетельных поступков и решений людей. Вопрос же о соотношении этики и эстетики был и для Л. Н.Толстого, и для Л. Витгенштейна одним из важнейших вопросов мировоззрения и миропонимания. В «Исповеди» русский писатель заявил, что он отрекается от жиз­ ни своего круга. «Все наши действия, рассуждения, наука, искусства, - писал он, - все это предстало мне как баловство. Я понял, что искать смысла в этом нельзя. Действия же трудящегося народа, творящего жизнь, представились мне единым настоящим делом» (Толстой Л. Н. Поли. собр. соч. М., 1964. Т. 16. С. 141). Одновременно Л. Н. Толстой высоко оценивал предназначение искусства, которое понималось им как «необходимое для жизни и для движения к благу отдельного чело­ века и человечества средство общения людей, соединяющее их в одних 95

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=