ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ЗНАНИЯ из крупнейших российских философов - И. А. Ильин. Впрочем, он не был одинок в своих воззрениях. Так, тема «православного меча» глубоко представлена также в работах В. Ф. Эрна «Меч и крест» (1915) и «Время славянофильствует. Война, Германия, Россия и Европа» (1915). И. А. Ильин разработал целостную теорию применения силы, принуждения и пресечения в борьбе со злом. Он доказал, что путь «силы и меча» в противоборстве со злом обязателен и справедлив. Зло, утверждал философ, агрессивно, лукаво и многообразно, поэтому защищать развитие человечества невозможно вне принудительной организации, вне закона, суда и меча. Поэтому высоконравственная и в целом верная по своему внутреннему содержанию мысль Л. Н. Толс­ того о «непротивлении злу насилием», по мнению И. А. Ильина, стано­ вится на практике не только идейно-идеалистической, но и вредной. Применение силы, утверждает философ, есть обязанность государ­ ственной власти, которая не вправе от нее отказаться. Правовой же закон отнюдь не попирает достоинство человека и не отменяет его духовного самоуправления: напротив, человек совершенствуется на ос­ нове свободного личного самовменения. Теория И. А. Ильина имела как горячих сторонников, так и ярост­ ных противников. Н. А. Бердяев прямо заявил, что И. А. Ильин про­ поведует «Человека во имя Божие». Подготовленный читатель может прямо связать идеи защитника «православного меча» с «Легендой о Ве­ ликом Инквизиторе» Ф. М. Достоевского, тем более, что И. А. Ильин очень внимательно изучал литературу иезуитов. Таким образом, ис­ ходная проблема представляет собой одну из антиномий культуры, которая, по-видимому, не имеет универсального решения, оставаясь про­ блемой нравственного выбора. 93

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=