ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ на ступень элементарной биологической и экономической мотиви ровки, а богатство культуры отдается на услужение биологического акта» (М. М. Бахтин). Н. В. Беркович, А. Л. Золкин Тула Л. Н. ТОЛСТОЙ И И. А. ИЛЬИН: МОРАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В истории русской религиозно-философской и философско- правовой мысли известен не один спор на тему «непротивления злу насилием» и о «сопротивлении злу силою». Так, теоретическая поле мика религиозных моралистов, с одной стороны, и прагматиков- государственников — с другой, засвидетельствована еще в XVI веке в переписке московского митрополита Даниила с боярином Федором Карповым. Наиболее же ярким защитником идеи «непротивления» стал Л. Н. Толстой. Великий русский писатель остро ощущал нравственные беды свое го народа, которые впоследствии способствовали революционным потрясениям: своеволие, бесконтрольность, грубость, сознательное непри знание духовных начал, недооценка личностного начала в человеке. По этому Л. Н. Толстой отрицал революцию силы, а верил в революцию духа Он призывал не столько к непротивлению злу, сколько к неповиновению злу. Истинный христианин, по его мнению, может подчиняться насилию, но не может повиноваться, признавая его законность. И в этом заключается правота писателя, проповедь которого зачастую вызывала у современни ков и потомков недоумение и даже насмешки. Л. Н. Толстой совершенно прав в том, что учение о ненасилии должно быть необходимой составной частью любого гуманистического миропонимания. Человек не должен жить злобой, ненавистью и надеждой на мщение, поэтому критерием гуманизма является именно отношение к насилию. Л. Н. Толстой отверг насилие во всех его формах, что вызвало критику со стороны правоведов и прагматиков-государственников. Наиболее последовательным и резким критиком его идей стал один 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=