ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ЗНАНИЯ Л. Н. Голубева Елец ДУХОВНОСТЬ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ Л. Н. ТОЛСТОГО И ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ «КРИЗИСА ЧЕЛОВЕКА» НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА Размышления Л. Н. Толстого о духовности относятся к 70-м годам XIX века, когда великий писатель переживал личностный кризис. Уче­ ние о духовности, смысле жизни и нравственности Л. Н. Толстого стало откликом на массовую смыслоутрату во всех слоях российского обще­ ства. вызовом Православной Церкви, а также философской традиции, в рамках которой Дух интерпретируется как Разум, холодный, бесстраст­ ный, безразличный к заботам человека. Новаторство Л. Н. Толстого в интерпретации духовности состоит в том, что в содержании данного феномена был выделен уровень куль­ турных архетипов. Восхождение к духовности - путь «опрощения», когда ориентиром должны стать непреходящие ценности в духовном опыте народа. Не случайно Л. Н. Толстой объявляет Любовь законом жизни в отличие от. И. Канта, сводящего духовность к аристократизму самодостаточного духа, или богословов, отождествляющих духовность с аскетическим очищением - Богопознанием. Любовь-это прежде всего соборное переживание, движение души и сердца к Собеседнику, с тем чтобы совместно с ним искать истину - правду жизни. «Чувство любви влечет его (человека. - Л. Г.) к тому, чтобы отдать свое существование для блага других», - пишет Л. Н. Толстой в труде «О жизни». Таким образом, духовность в интерпретации Л. Н. Толстого - сим­ вол растения, произрастающего из духовного семени - культурных ар­ хетипов в душе человека. Мысли Л. Н. Толстого актуальны в свете метатенденций современного мира к полифонии культур различных на­ родов, активизации защитных сил того или иного этноса в ситуа­ ции «культурных разломов», модернизаций конфликтного типа - имитаторства готовых образцов. Духовность - действенное средство преодоления у человека на пороге XXI века чувства маргинального, краевого существования, признаки которого суть: интровертированная самопогруженность, межличностная изоляция, дефицит социальной и культурной самоидентификации, «иждивенчество жизни» (термин Г. С. Батищева), «деградация поступка», когда последний «ниспадает 91

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=