ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ЛИТЕРАТУРА дворянина» (аналогичны ситуации, к примеру, в романах «Око за око» Троллопа и «Воскресение» Толстого). Сохранилось немало свидетельств об интересе Толстого к творче­ ству английской писательницы м-с Г. Вуд. Роман Г. Вуд «В лабиринте» находился в поле зрения Толстого во время работы над «Анной Каре­ ниной», что породило определенную близость и некоторое сходство от­ дельных эпизодов, ситуаций, идейных оценок. Непосредственное воздействие Г. Вуд не распространяется на ведущие образы и мотивы произведений Толстого, но ее творчество получило при­ знание и сочувственный отклик со стороны великого русского писателя. Ю. В. Лихачева Новосибирск ПОЭТ-ТОЛСТОВЕЦ ГЮНТЕР ТЮРК (1911-1950). К выходу первой книги Сборник стихотворений поэта-толстовца В. П. Мазурина «В цар­ стве жизни», опубликованный автором в 1926 году, открывают следую­ щие строки: Между двумя Великими молчаньями, - Молчаньем до рожденья И молчаньем после смерти, - Дано сказать мне слово... Слово Гюнтера Тюрка разорвало, наконец, окаймленное этими двумя «великими молчаниями» прижизненное молчание поэта. Книга Гюнтера Тюрка «Тебе, моя звезда...» [1] появилась спустя почти пол­ века после смерти автора. Первые стихи Тюрка были опубликованы в книге «Воспоминания крестьян-толстовцев, 1910-1930-е годы» (М., 1989). Сын В. П. Мазурина Борис Васильевич Мазурин, возглавлявший Толстовскую коммуну «Жизнь и труд», приводит их в своих воспоминаниях. И это - первая ниточка того мифического узора, который создается самой реальнос­ тью вокруг имени поэта Гюнтера Тюрка. В коммуну, расположившую­ ся на землях Алтая, в феврале 1933 года приезжают братья Тюрки, «мос­ 85

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=