ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2. Если же говорить о художественной манере писателя, то во всех рассказах и очерках общим типологическим принципом является «мысль народная», разрешающаяся в чисто «толстовском» конфликте и в специ фической сюжетно-композиционной организации произведения. Главный конфликт в рассказах Толстого коренится в столкновении цельного внут реннего мира человека как природного феномена с дисгармоничным «внешним миром» («обществом»), живущим на иных, чем мир природы, началах. Наиболее ярко выражен конфликт в противопоставлении войны и мира (кавказские и крымские рассказы, «Кавказский пленник», «А с сирийский царь Ассархадон») и в сопоставлении высоких нравственных начал с условностями общественного устройства («Записки маркера», «Люцерн», «После бала»). По мере формирования мировоззренческого подтекста Толстого усложняется и характер художественного конфликта. В его рассказах конфликт нравственный («История вчерашнего дня», «Набег», «Святоч ная ночь», «Метель», «Альберт») трансформируется в социально-нрав ственное противоречие («Люцерн», «Три смерти», «Хозяин и работник», «После бала», «Бедные люди», «Сила детства»). 3. Сюжетное построение рассказов также на протяжении 60 лет претерпевает свою эволюцию. Почти неизменной остается в сюжете его фактическая основа, подсказанная писателю реальными жизненными ситуациями. Но чаще всего такая основа не умещается в «простой слу чай, внешнее приключение», рамками которых ограничивается рассказ во всех теориях литературы. Фабулу толстовского рассказа составляют, как правило, событие или ряд событий со всеми причинами и следстви ями. Сюжет, вмещающий подобную фабулу, чреват «связывающим един ством эпопеи, поскольку его «эпическое событие» (Гегель) представляет собой одну из коренных ситуаций человеческого бытия или, по меньшей мере, жизни целого народа. Так, темами рассказов Толстого становятся: война на Кавказе и оборона Севастополя; смерть человека ижизнь русской деревни накануне отмены крепостного права; зашифрованный под ино сказательность «народных рассказов» конгломерат изначальных для каж дого человека постулатов поведения, призванный оздоровить целое об щество; вселенское «разрушение ада и восстановление его» и утопические озарения «ассирийского царя Ассархадона»; ходынская трагедия. Надо сказать только, что при этой общетипологической особенности тематики рассказов Толстого с течением времени (начиная с 70 - 80-х годов) сами по себе фабулы их становятся все более занимательными, а наряду 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=