ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2. Если же говорить о художественной манере писателя, то во всех рассказах и очерках общим типологическим принципом является «мысль народная», разрешающаяся в чисто «толстовском» конфликте и в специ­ фической сюжетно-композиционной организации произведения. Главный конфликт в рассказах Толстого коренится в столкновении цельного внут­ реннего мира человека как природного феномена с дисгармоничным «внешним миром» («обществом»), живущим на иных, чем мир природы, началах. Наиболее ярко выражен конфликт в противопоставлении войны и мира (кавказские и крымские рассказы, «Кавказский пленник», «А с­ сирийский царь Ассархадон») и в сопоставлении высоких нравственных начал с условностями общественного устройства («Записки маркера», «Люцерн», «После бала»). По мере формирования мировоззренческого подтекста Толстого усложняется и характер художественного конфликта. В его рассказах конфликт нравственный («История вчерашнего дня», «Набег», «Святоч­ ная ночь», «Метель», «Альберт») трансформируется в социально-нрав­ ственное противоречие («Люцерн», «Три смерти», «Хозяин и работник», «После бала», «Бедные люди», «Сила детства»). 3. Сюжетное построение рассказов также на протяжении 60 лет претерпевает свою эволюцию. Почти неизменной остается в сюжете его фактическая основа, подсказанная писателю реальными жизненными ситуациями. Но чаще всего такая основа не умещается в «простой слу­ чай, внешнее приключение», рамками которых ограничивается рассказ во всех теориях литературы. Фабулу толстовского рассказа составляют, как правило, событие или ряд событий со всеми причинами и следстви­ ями. Сюжет, вмещающий подобную фабулу, чреват «связывающим един­ ством эпопеи, поскольку его «эпическое событие» (Гегель) представляет собой одну из коренных ситуаций человеческого бытия или, по меньшей мере, жизни целого народа. Так, темами рассказов Толстого становятся: война на Кавказе и оборона Севастополя; смерть человека ижизнь русской деревни накануне отмены крепостного права; зашифрованный под ино­ сказательность «народных рассказов» конгломерат изначальных для каж­ дого человека постулатов поведения, призванный оздоровить целое об­ щество; вселенское «разрушение ада и восстановление его» и утопические озарения «ассирийского царя Ассархадона»; ходынская трагедия. Надо сказать только, что при этой общетипологической особенности тематики рассказов Толстого с течением времени (начиная с 70 - 80-х годов) сами по себе фабулы их становятся все более занимательными, а наряду 8

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=