ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ не выделить мысль об искренности - непременном и важном призна­ ке подлинного искусства. Красота, с точки зрения Джона Рёскина, нравственна и жизне­ радостна. Поэтому он не уставал учить людей наблюдать и понимать природу - высший образец истинной красоты, Рёскин был цельным человеком. Слово у него никогда не расхо­ дилось с делом. Свои утопии он умудрялся осуществлять на практике. Мечтал организовать мирные, плодотворные уголки, где не было бы ни паровых двигателей, ни железных дорог и самое главное - ни одного немыслящего существа. Здесь будет искореняться всякий порок. В садах будет обилие цветов, на полях - хлеба... Это была смелая попытка «изменить мир». Важно само намерение воссоздания «райского остров­ ка» среди хаоса несправедливости и обмана. Современная жизнь представлялась двум великим людям XIX сто­ летия слишком заурядной, пошлой и вульгарной. Отсюда - романтиза­ ция прошлого. «Беспокойная совесть» - вот, пожалуй, тот основной нерв, который навечно соединил имена Толстого и Рёскина. Жизнь двух великих гу­ манистов вдохновляет людей на все доброе. В этом - их огромная сила. Толстой видел в высказываниях Рёскина не стилистические упражне­ ния, а практические советы, как жить лучше. И. К. Грызлова Ясная Поляна ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ ЭРКМАНА-ШАТРИАНА КАК ИСТОЧНИКИ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (по материалам личной библиотеки Толстого в Ясной Поляне) Вопросу истории создания романа Л. Н. Толстого «Война и мир» посвящено немало работ. Среди них наиболее значительными являют­ ся труды таких исследователей, как Н. Н. Апостолов, П. И. Бирюков. Н. Н. Гусев, Э. Е. Зайденшнур, Л. Д. Опульская, К. В. Покровский. В. Б. Шкловский; Б. N4. Эйхенбаум. Однако проблема нуждается в до­ полнительном изучении. 78

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=