ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ЛИТЕРАТУРА Т. В. Никитина Ясная Поляна ЛЕВ ТОЛСТОЙ И ДЖОН РЁСКИН. ДИАЛОГ ДВУХ КУЛЬТУР (ПО МАТЕРИАЛАМ ЯСНОПОЛЯНСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ПИСАТЕЛЯ) Предпринята попытка поразмышлять над тем, что именно в афо­ ризмах Рёскина созвучно мыслям великого яснополянца. Императивы добра, чрезвычайно важные и для Толстого и для Рёс­ кина, объединяют их в первую очередь. Добро как красота - главный постулат эстетических изысканий Джона Рёскина. Каждый человек в своем чувстве прекрасного должен стремиться к тому, что наиболее отражает Бога. Толстой нашел у Рёскина понимание истинного христианства как отречения от эгоизма, избавления от себялюбия. Только научившись терпению, можно постичь Бога. Льва Толстого в мыслях Рёскина привлекает его мощный анализ - свойство его критического ума. Парадигма мира для обоих мыслителей заключалась в дуалисти­ ческом соединении божественного с человеческим. Человек в их пони­ мании - это соединение духа с природой. Пафос труда. Так много максим, связанных с темой труда, под­ черкнуты Толстым. Исцеление праздного мира - в труде; вот рецепт, предложенный Рёскиным. Отрицательное отношение Джона Рёскина, как и Толстого, к идее наживы, «силе рубля». Власть денег для них обоих - величайшее зло. Рёскин, как и Толстой, не мог не предчувствовать грядущих эко­ логических катастроф, связанных с грубым вторжением человека в муд­ рую субстанцию природы. В англоязычных изданиях Рёскина Толстой подчеркивал созвуч­ ные ему темы: искусство, нравственность, война, спасение земли, труд, добро... Лев Толстой хотел, чтобы мысли Рёскина «проникали в большую публику», так как он относится к редким людям, способным «думать сердцем». Говорит то, что сам видит и чувствует. Толстой высоко ценил Рёскина за его идею «христианского ис­ кусства», за идею главенства нравственной силы в искусстве. Он не мог 77

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=