ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ принадлежала к числу лучших его творений. Она представляет собой своего рода дневник жизни, души и мыслей в самый блестящий период его литературной карьеры. В молодости, встретив графиню А. А. Толс тую, «способную понять все», Толстой не смог сохранить духовной близости с нею на всю жизнь из-за взаимной нетерпимости к верова ниям друг друга: они оказались слишком похожими друг на друга, чтобы понять друг друга. Переписка Толстого с А. А. Толстой - это памятник эпистолярного стиля двух равновыдающихся собеседников из одного и того же дворянского рода. Дидро проповедовал атеизм в сочинениях «Мысли об объяснении природы», «Разговоры Д’ Аламбера с Дидро» и «Сон Д’Аламбера». По мнению бельгийского историка Лорана, Дидро «чувствует Бога во всех существах, отождествляет с Богом природу и все живущее». То есть Дидро был материалистом в своем учении, но в глубине души в нем жили идеалистические наклонности и стремления. Гримм дела ет весьма интересное замечание: «Страстный защитник материализма, Дидро по своей манере чувствовать и жить - скорее идеалист. Он идеа лист вопреки самому себе, благодаря несокрушимой склонности свое го характера». В начале 1891 года Толстой выписал «Избранные сочи нения» (Париж, J 884) Дидро. Толстого интересовали философские статьи Дидро в связи с замыслом написать о сущности науки и искусства, так как ему был близок материализм французского философа. Дидро считается основателем французской художественной кри тики. В своих знаменитых «Салонах» он выступал с требованиями ес тественности, простоты, верности природе, реализма и известного под бора сюжетов, которые должны быть честными и трогательными. У него был хороший художественный вкус и необычайная чуткость к фаль ши в искусстве. Толстой также выступал как художественный критик. «Ясность, простота и краткость» - вот основные требования Толстого к искусству, о них он писал в трактате «Что такое искусство». По мнению Толстого, если искусство не «содействует единению людей с Богом и между собой», то это искусство нехристианское. Дарования Дидро и Толстого созвучны. По словам Дидро, приметы гения (статья «Гений», 1757) - «обширный ум» и «деятельная душа». По этим приметам Дени Дидро и Л. Н. Толстой явно принадлежат к ка тегории гениев. Оба они владели всеми видами и жанрами изящной словесности. Их творчество полифонично и многозначно. 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=