ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ А. Н. Полосина Ясная Поляна Л. Н. ТОЛСТОЙ И ДЕНИ ДИДРО XVIII век, по словам Гете, был «эпохой разума». Вера в разум была безусловной. Такие понятия, как добро, справедливость, истина, разум, туманность, считались незыблемыми. Высокий идеал всесторон­ него развития человека, выдвинутый в эпоху Возрождения, вновь заявил свои права. Л. Н. Толстой по своим истокам, уму, дарованию, мировоззре­ нию, многогранности - личность сугубо «просвещенская». Его интерес к эпохе Просвещения обнаруживается еще в детстве. Идеалы XVIII века Толстой впитывал с молоком матери. Отголоски этого интереса отра­ зились на его жизни (поистине дух Просвещения витает над спис­ ком по самообразованию, составленным Толстым после-университе­ та), в ранней прозе и поздних сочинениях. Цель жизни и творчества Дидро была просветительская. Он создал итоговый труд французских просветителей - «Энциклопедию, или Тол­ ковый словарь наук, искусств и ремесел» (Париж, 1713-1784), самую знаменитую энциклопедию не только XVIII века, но и нашего времени, которую историк литературы А. Н. Веселовский назвал «одним из уди­ вительных памятников человеческой энергии и воодушевления». От­ крывая в своем имении и в округе школы для крестьянских детей, а также составляя «Азбуку» и «Русские книги для чтения», Толстой ста­ вил перед собой просветительские задачи. «Азбука» и «Русские книги для чтения» —это четырнадцатилетняя авторская художественная эн­ циклопедия Толстого для детей. Л. Н. Толстой написал 133 статьи и рас­ сказа научно-популярного характера по естествознанию, среди которых, например, 28 по физике. И Дидро и Толстой подходили материали­ стически к созданию статей по естественным наукам и о природе. Анатоль Франс писал, что Дени Дидро «был самым лучшим человеком в самом лучшем из веков». По единодушным отзывам современников и исследователей, Дидро производил впечатление обаятельной личности. Его девизом было «делать добро» и «познать истину». Вольтер называл его «господин вселюбец». Никто так свято не соблюдал евангельский закон деятельной любви к ближним, как атеист Дидро, бескорыстный искатель истины и правды. 72

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=