ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXГV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ художественной литературы отчетливо слышится голос Л. Н. Толсто го -- «нашей нравственной совести», говоря словами Казакова. Сам Л. Н. Толстой не ставил своей целью дать «кажущуюся» ему верной картину социальных проблем, но полагал, что необходимо писать прежде всего так, чтобы его художественные произведения читались бы не только его современниками, но и через 20 лет (Русские писатели XIX века о своих произведениях. М., 1995. С. 156). Подобно Толстому, Казаков полагал, что отклик на так называемую «злобу дня» не является единственной задачей писателя. В одном из ин тервью Казаков, ссылаясь именно на своего «великого предшественни ка», говорил: «Думаю, что задача литературы - изображать именно ду шевные движения человека, причем главные, а не мелочные. Потому до сих пор для нашей литературы главная фигура Лев Толстой. Дво рянство, помещики, крепостное право - все это ушло, а читаешь с преж ним наслаждением, как сто лет назад. Не ушли описанные им дви жения души. Толстой современен» (Казаков Ю. Для чего литература и для чего я сам? // Вопросы литературы. 1979. № 2). Известно, что Л. Н. Толстой под целью писателя понимал не ре шение поставленного в художественном произведении вопроса, а уме ние «заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях» (Русские писатели XIX века о своих произведе ниях. М., 1995. С. 156). Для Ю. Казакова актуальным в художественном творчестве Л. Н. Толстого оказалось прежде всего то, что «описания бесчисленных состояний человеческой души» возвышающе действуют на души чита телей, учат добру и, наконец, тому, что, говоря словами самого Каза кова, мы «должны бесконечно любить мир с его облаками и водами, лесами и горами, с его небом и - человека под этим небом» (Ка заков Ю. Для чего литература и для чего я сам? // Вопросы литерату ры. 1979. № 2). Отвечая на упрек читателей, что в романе «Война и мир» недостаточно определен характер исторического времени, Толстой подчеркнул, что задачи историка и писателя не совпадают: последний, в отличие от первого, изображает человека «во всей его цельности, во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни...» (Русские пи сатели XIX века о своих произведениях. М., 1995. С. 161). Понимание же «характера» времени Толстой объяснил следующим образом: «характер того времени, который живет в нашем представлении, - я не считаю верным и не желал выразить... Есть характер того времени (как и характер 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=