ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
Л. Н. ТОЛСТОЙ - ХУДОЖНИК А. А. Нестеренко Витебск, Республика Беларусь СУДЬБЫ МАЛОГО ЭПИЧЕСКОГО ЖАНРА У Л. Н. ТОЛСТОГО В мировом текстоведении рассказы и повести Л. Н. Толстого иссле дованы значительно слабее его знаменитых романов. А между тем малый и средний жанры его художественной прозы и идейно-тематически, и структурно предвосхищают его романное повествование. Мы помним о том, что в русскую литературу молодой Толстой вошел уверенным и крупным шагом именно благодаря повестям и рассказам (50-е годы), а его романная «звезда» зажжется и будет ярко светить лишь в последующие четыре десятилетия (60 - 90-е годы: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»). Рассказ и повесть же неизменно (чаще всего параллельно) находят место в творческих исканиях писателя на протяже нии всех шести десятилетий его литературной деятельности [1]. Изучение структуры толстовских рассказов (очерков) позволило нам прийти к следующим выводам. 1. При сопоставлении толстовского рассказа (очерка) с произведе ниями «натуральной школы» в 50-е годы, или с произведениями народ ников 70-х годов, или с рассказом конца X IX века оказывается, что классифицировать очерково-рассказовое наследие Толстого (скажем, гак: рассказ - очерк - обозрение - зарисовка и т. п.) не представляется возмож ным из-за крайне «ломких» пограничных признаков этих разновидностей в писательской практике Толстого («Севастопольские рассказы» одина ково могут быть названы и «очерками», и «обозрением»; деревенские зарисовки последнего десятилетия по документальности не уступят хо рошему очерку; а по художественным достоинствам скромная запись «под дневник» «Благодарная почва» не уступает хорошему крестьянскому рассказу от Григоровича и Тургенева до Г. Успенского и Чехова). Вряд ли имеет глубокий смысл такая классификация, если в основу ее класть содержательные критерии (разнотемность толстовских рас сказов и очерков широко представлена уже в 50-е годы, по социально психологической же проблематике остальные пять десятилетий - «ин варианты» первому). «Эпическая монументальность», к которой тяготеют многие рассказы и очерки Толстого, тоже достаточно хорошо освещена в работах целого ряда исследователей (В. Камянов, Ю. Лебедев, В. Одиноков). 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=