ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
Л. Н. ТОЛСТОЙ И ЛИТЕРАТУРА и адвокат Комаровский, и совсем еще юный комиссар Временного пра вительства Гинц, своим поведением и высокопарными речами отдаленно напоминающий Наполеона. Неучастие Живаго в этом навязываемом ему трагифарсе, его не разрывная связь с основами народной жизни, многовековой традицией великой русской культуры, наконец непрерывный духовный рост, при водящий к осознанию истинности христианского учения, - все это, без условно. сближает его с лучшими героями Толстого. Индивидуализм пастернаковского героя, таким образом, коренится не в эгоизме, а в не приятии всякой «стадности», противоречащей подлинно народному еди нению, т. е. идеалу соборности. Как видим, Пастернак в своей интерпретации исторического про цесса основывается на идеях Толстого, что свидетельствует, на наш взгляд, о преемственности, о склонности к эпосу, и одновременно твор чески их развивает. Глубокий и всесторонний анализ пастернаковской философии истории еще впереди. Но уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что такой анализ будет неполным без учета влияния Л. Н. Толстого. Т. В. Емельянова Москва Л. Н. ТОЛСТОЙ И Ю. КАЗАКОВ О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Объясняя причины пристального внимания к художественному творчеству русских писателей XIX века, Ю. Казаков писал: «Мы потому и оглядываемся постоянно на наших великих предшественников, что со временных писателей такого масштаба у нас нет или, говоря точнее, почти нет. Мы потому и всматриваемся в них с такой ненасытностью, что велики они не тем только, что прекрасно писали, а тем еще, что писали о самом главном, что и составляет сущность жизни общества» (Казаков Ю. Не до вольно ли? // Литературная газета. 1967. 27 дек.). Художественное творчество Л. Н. Толстого, его творческие прин ципы стали одним из ориентиров для русского писателя Ю. Казакова нашего современника. В его размышлениях о целях, задачах и сущности 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=