ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В романе «Доктор Живаго» данная Толстым интерпретация исто рического процесса обретает несколько иную форму, обусловленную спецификой творческого мышления Пастернака, что, однако, не меняет ее глубинной сути. Так, Ю. Живаго сравнивает ход истории с жизнью леса: «Мы всегда застаем его в неподвижности. И в такой же неподвиж ности застигаем мы... неуследимую в своих превращениях жизнь обще ства, историю». И далее: «Истории никто не делает, ее не видно, как нельзя увидать, как трава растет. Войны, революции, цари, Робеспьеры - это ее органические возбудители, ее бродильные дрожжи». Продолжим сопоставление. В романе Толстого «Война и мир» ос новными персонажами-антагонистами - в плане противоположного по нимания роли личности в истории - оказываются Наполеон и Кутузов. Кутузов - в отличие от Наполеона, склонного к фарсу, ко всякого рода дешевым театральным эффектам, - никогда «не говорил о сорока веках, которые смотрят с пирамид, о жертвах, которые он приносит отечеству», поскольку «вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи». У Пастернака же театральная символика, приобретая особое, кон цептуальное значение, теснейшим образом переплетается с философией природной естественности исторического развития, но свой высший смысл обретает все же в христианстве, ибо только в нем идеал естест венности находит наиболее полное воплощение. Важно отметить при этом, что пастернаковская концепция истории является не просто тео логической (Б. Гаспаров), а именно христианско-эсхатологической: ис тория в ее современном понимании «основана Христом», а «Евангелие есть ее обоснование». Театр как символ жизни в романе противопоставляется «теат ральщине», которая являет собой враждебное жизни, мертвящее начало. «Играть роль» - так, как «играют овраги, / Как играет река» (Вакха налия) - означает, по Пастернаку, занимать свое место в жизни, а значит, и в истории, не уклоняясь от исполнения той миссии, которая возлага ется на тебя Творцом. Наиболее остро ощущает это Ю. Живаго: его «Игра в людей», «мрачный дневник или журнал», состоящий «из прозы, стихов и всякой всячины», повествует о том, что «половина людей перестала быть собой и неизвестно что разыгрывает». Осознавая сти хийную неизбежность революционных потрясений, обрушившихся на Россию, Живаго, тем не менее, не приемлет «театральщины», которую в разной степени олицетворяют в романе и Антипов-Стрельников, 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=