ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
Л. Я. ТОЛСТОЙ И ЛИТЕРАТУРА соборного сознания, и именно в этом состоит суть ее несовместимости с Олениным, которому казалось, что ради любви к женщине ему «все позволено». И Марьяна, и Наталья являются воплощением того це ломудрия духа, которого лишены многие герои как Л. Толстого, так и Шолохова. Именно по этой линии - создание идеального женского характера - проходят наиболее рельефные преемственные связи между двумя великими писателями. А. С. Власов Кострома ТОЛСТОЙ И ПАСТЕРНАК: КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РОМАНАХ «ВОЙНА И МИР» И «ДОКТОР ЖИВАГО» Большое внимание в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» уделяется философскому осмыслению исторического процесса. Пастер- наковская концепция истории, отразившая и подытожившая сложный и противоречивый путь духовных поисков автора, его размышлений о судьбе России и всего человечества в целом, исключительно свое образна, хотя можно назвать целый ряд мыслителей, чьи идеи оказа ли прямое или косвенное воздействие на ее формирование и развитие (В. Соловьев, Н, Федоров и др.). Но, говоря о более глубоком, ду ховном родстве, нельзя не согласиться с Д. Лихачевым, заметившим, что наиболее «близок в своем понимании хода истории Пастернак к Льву Толстому». В чем же конкретно проявляется эта близость? Суть историко-фи лософских взглядов Л. Н. Толстого, как известно, состояла, во-первых, в отрицании культа великих людей, которые, якобы выполняя волю Высшего разума, управляют народами и —в конечном итоге - творят историю, и, во-вторых, в утверждении соборного идеала, связанного с традициями православного христианства. У Толстого «не исключи тельная личность, а народная жизнь оказывается наиболее чутким ор ганизмом, улавливающим волю Провидения, интуитивно ощущающим скрытый смысл исторического движения» ( Ю. В. Лебедев). 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=