ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Источник высоких моральных качеств казаков - следование заповедям, и рассказы стариков на свадьбе являются как бы вариациями на темы Библии: «не укради» и «не убий». Дед Гришака - один из немногих воцерковленных героев в романе Шолохова. И эта истинная духовность, крепость веры позволяют ему выстоять в страшных испытаниях граж данской войны. Он - единственный герой в романе, которому открыта тайна страшных беззаконий, поскольку он проверяет современность Библией. Дед Гришака принимает мученическую смерть, до конца от стаивая православную веру. На фоне судьбы старика-мученика метания Мелехова приобрета ют иной смысл, чем об этом принято было говорить в критике до сих пор. Григорий, имеющий доброе, сострадательное сердце, тем не менее предпочитает жить по своей воле, уклоняясь от традиционного пути казачества, суть которого - в призыве постоять за «Веру, Царя, Оте чество». Григорий стал искать правду всеобщего социального благоден ствия, равенства, братства и счастья. В результате он проливает кровь тех же самых братьев и оказывается в нравственном тупике. Так принцип жизни по «стихиям мира сего» в изображении Шолохова оказывается кровавой утопией, безысходность которой так ярко демонстрирует судьба всего донского казачества в пореволюционной России. И только в финале романа главный герой выводится автором на дорогу к дому, как сим волу традиции, колыбели духовных основ в жизни человека. «Блудный сын» Мелехов, утопив оружие в Дону, возвращается к христианской идее послушания и смирения как единственно спасительной. М. Шолохов считал Л. Толстого своим учителем, следы влияния великого классика XIX века постоянно встречаются в его творчестве. Однако опыт первой мировой войны, революции и Гражданской войны позволяет М. Шолохову и полемизировать со своим предшест венником. Торжество человеческих инстинктов, жизнь в соответствии с природным эгоизмом им решительно отвергаются. Поэтизация сти хийного природного начала как основного в мире Шолоховым не при нимается. Только следование заповедям и духу Евангелия способно укротить человеческие страсти. И здесь представляется актуальным со поставление образов казачек в творчестве Л. Толстого и М. Шолохова. Образ Марьяны, отказавшейся от личного счастья, поскольку она не может построить его на страданиях другого человека, перекликается с об разом Натальи из «Тихого Дона». Женское жертвенное начало возвра щает миру те нравственные опоры, без которых его существование не возможно. Марьяна поступает как истинная христианка, носительница 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=