ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ЛИТЕРАТУРА целостного и самодостаточного. Однако принципы и основы жизне­ устройства казаков, обеспечивающие неповторимый, уникальный облик мощнейшего из славянских братств, у Л. Толстого и М. Шолохова раз­ личны, порой прямо противоположны. Эти отличия можно просле­ дить, анализируя систему характеров в повести Л. Толстого «Казаки» и романе М. Шолохова «Тихий дон». В казачестве как социальном ор­ ганизме особая роль принадлежала представителям старшего поколения, заслуженным воинам (в прошлом «казакам-молодцам»), мнение кото­ рых на казачьем круге ценилось как бесспорно авторитетное. Таким духовно-опытным казаком, совестью хутора Татарского вы­ ступает в романе Шолохова дед Гришака. В повести же Л. Толстого выразителем духа молодечества и философии жизненной позиции гре- бенских казаков выступает дядя Брошка. Однако при всей внешней схо­ жести их ролей в повествовании (они представляют «казацкий мо­ лодецкий тип» и являются хранителями казачьих преданий) их внутренние ценностные ориентации противоположны. Дядя Брошка ис­ поведует принцип «все Бог сделал на радость человеку. Ни в чем греха нет». Он живет по «стихиям мира сего», приближаясь порой в своих воззрениях то к пантеизму, то к атеизму. Идеал казака в его представ­ лении таков: «Пьяница, вор, табуны в горах отбивал, песенник; на все руки был. Нынче уж и казаков таких нету. Я был Брошка - вор...». Его равнодушие к вопросам веры (старообрядческой или православ­ ной) неоднократно подчеркнуто Л. Толстым. Оленин не случайно дела­ ет вывод, что казаки в станице живут, «как живет природа: умира­ ют, родятся, совокупляются, опять родятся, дерутся, пьют, радуются и опять умирают, и никаких условий, исключая тех неизменных, кото­ рые положила природа солнцу, траве, зверю, дереву. Других законов у них нету...». Дядя Брошка среди молодого поколения выделяет толь­ ко одного Лукашку, который, в сущности, повторяет его путь, следуя образцу поведения старинного казачьего молодечества. Совсем другое мы видим в романе Шолохова. Его старики - прежде всего глубоко, искренне верующие православные люди, которые чтут заповеди Божии. Разговор деда Гришаки и деда Богатырева на свадьбе Натальи и Григория показателен: они вспоминают свои прошлые подвиги. И здесь автор расставляет характерные акценты: дед Богаты­ рев кается в грехе зависти, которым его опутал нечистый, соблазнив чужим ковром; дед Гришака, рассказывая о том, как турецкого майора пленил, выявляет не только свое молодечество, но и человечность, ува­ жительное отношение к другой жизни, даже если это жизнь врага. 65

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=