ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
Л. Н. ТОЛСТОЙ И ЛИТЕРАТУРА целостного и самодостаточного. Однако принципы и основы жизне устройства казаков, обеспечивающие неповторимый, уникальный облик мощнейшего из славянских братств, у Л. Толстого и М. Шолохова раз личны, порой прямо противоположны. Эти отличия можно просле дить, анализируя систему характеров в повести Л. Толстого «Казаки» и романе М. Шолохова «Тихий дон». В казачестве как социальном ор ганизме особая роль принадлежала представителям старшего поколения, заслуженным воинам (в прошлом «казакам-молодцам»), мнение кото рых на казачьем круге ценилось как бесспорно авторитетное. Таким духовно-опытным казаком, совестью хутора Татарского вы ступает в романе Шолохова дед Гришака. В повести же Л. Толстого выразителем духа молодечества и философии жизненной позиции гре- бенских казаков выступает дядя Брошка. Однако при всей внешней схо жести их ролей в повествовании (они представляют «казацкий мо лодецкий тип» и являются хранителями казачьих преданий) их внутренние ценностные ориентации противоположны. Дядя Брошка ис поведует принцип «все Бог сделал на радость человеку. Ни в чем греха нет». Он живет по «стихиям мира сего», приближаясь порой в своих воззрениях то к пантеизму, то к атеизму. Идеал казака в его представ лении таков: «Пьяница, вор, табуны в горах отбивал, песенник; на все руки был. Нынче уж и казаков таких нету. Я был Брошка - вор...». Его равнодушие к вопросам веры (старообрядческой или православ ной) неоднократно подчеркнуто Л. Толстым. Оленин не случайно дела ет вывод, что казаки в станице живут, «как живет природа: умира ют, родятся, совокупляются, опять родятся, дерутся, пьют, радуются и опять умирают, и никаких условий, исключая тех неизменных, кото рые положила природа солнцу, траве, зверю, дереву. Других законов у них нету...». Дядя Брошка среди молодого поколения выделяет толь ко одного Лукашку, который, в сущности, повторяет его путь, следуя образцу поведения старинного казачьего молодечества. Совсем другое мы видим в романе Шолохова. Его старики - прежде всего глубоко, искренне верующие православные люди, которые чтут заповеди Божии. Разговор деда Гришаки и деда Богатырева на свадьбе Натальи и Григория показателен: они вспоминают свои прошлые подвиги. И здесь автор расставляет характерные акценты: дед Богаты рев кается в грехе зависти, которым его опутал нечистый, соблазнив чужим ковром; дед Гришака, рассказывая о том, как турецкого майора пленил, выявляет не только свое молодечество, но и человечность, ува жительное отношение к другой жизни, даже если это жизнь врага. 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=