ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ традиционная крестьянская религиозность и сектантство, каратаевская кротость и аввакумовская нетерпимость. В мировоззрении лирического героя ранней поэзии Клюева орга нически сливаются идеал «народного заступника» и христианский идеал мученичества во имя Любви и Добра на земле. Народ (по Клю еву - крестьянство), ныне угнетен и распинаем, но будущее - за ним. Об этом - стихотворения «Голос из народа» (1910), «Пахарь» (1911, 1918) и др., статья «В черные дни» (1908). Клюев видит возможность братского слияния народа и интеллигенции, но через покаяние последней и «растворение» ее в народе. В Октябрьской революции поэт увидел осуществление народной мечты о божественной справедливости, совпадавшей для него со спра ведливостью социальной. И хотя Добро и братская Любовь начертаны на знамени клюевской революции, поэт отнюдь не отрицает и даже на стаивает на необходимости насилия на пути к достижению этих идеалов (стихотворения «Хвала пулемету, не смытому кровью...»", «Пусть черен дым кровавых мятежей...» и др.). Подобная поэтизация «праведного» гнева и кровавого возмездия была абсолютно не приемлема для Толстого. При этом расхождение его взглядов со взглядами «новокрестьян» закономерно: за последними сто яла многомиллионная масса народа, «распалившаяся», по Блоку, «мес тью стихийной и земной». Разные пути, тем не менее, вели Толстого и крестьянских писателей к одной цели - к осуществлению мечты об установлении «царства Божия» на земле, о торжестве в земной жизни идеалов братской Любви и Добра. И Толстой, и «новокрестьяне» исходили в своем представлении о мире и человеке из народной нрав ственности, в народе и «народном духе» видели источник совершен ствования жизни. Н. Н. Веретина, Л. Г. Сатарова Липецк КАЗАЧЕСТВО В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. ТОЛСТОГО И М. ШОЛОХОВА И Л. Толстой, и М. Шолохов видели в казачестве плод национально государственного творчества русского народа, глубоко самобытного, 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=